Светская хроника. Новости шоу бизнеса. Откровения звезд
5965 | 0

Александр Пашутин: «Гафт мне сказал: «Мерзавец, ты нас всех переиграл!»

Александр Пашутин отличается от многих в актерской тусовке. А все потому, что в свое время окончил Суворовское училище. 28 января самому подтянутому, спортивному, дисциплинированному и ответственному народному артисту исполнится 75 лет.

Александр Пашутин: «Гафт мне сказал: «Мерзавец, ты нас всех переиграл!»
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

- Суворовское закалило характер! - сразу подтверждает Александр Сергеевич. - Горжусь, что никогда никого в своей жизни не подвел. И ни у кого ничего не просил. Как растение пробивается сквозь асфальт, так и я пробивался.

БОТИНКИ НА ТРИ СЕМОЧНЫХ ДНЯ

- Александр Сергеевич, вы ведь москвич, в столице выросли?

- Да. Жили в 12-метровой комнате в коммуналке: отец, мама, бабушка и я. Папа воевал на фронте, вернулся инвалидом первой группы и работать не мог. Существовали мы небогато.

А выбор профессии я сделал довольно рано. Хотя тогда еще этого не осознавал. Но очень хорошо помню, как лет в пять выглядывал из-под сушившихся во дворе простыней, представляя их театральной кулисой, и громко объявлял: «Выступает Саша Пашутин!»

Любил петь. И в восемь лет мама привела меня на прослушивание в Ансамбль песни и пляски Владимира Сергеевича Локтева при Московском доме пионеров. А в 11, посмотрев с приятелем какой-то героический фильм, загорелся пойти в Суворовское училище.

В Москве Суворовского тогда не было (появилось позже, в конце 50-х), ближайшее находилось в Воронеже. Поговорил с родителями, им моя идея понравилась.

Воспитанием нашим занимались вчерашние фронтовики. Люди особого склада. Учили быть дисциплинированными и ответственными, дал слово - держи. Боксом занялся, стал членом сборной команды училища. Не случись в моей жизни Суворовского, я, безусловно, был бы другим. И сейчас мои самые близкие друзья - не коллеги-актеры, а бывшие однокашники по кадетке.

- После Суворовского логично было бы пойти в военные. Почему вдруг стали артистом?

- Я же рассказывал вам про кулису и простыни (улыбается). А если серьезно - сам не знаю.  Я верю в судьбу. Есть моменты, когда тебя что-то (или кто-то) словно ведет по жизни. Вот так решил - и пошел поступать. Окончил Школу-студию МХАТ. Начинал в театре имени Гоголя.

Зарплата у начинающего артиста небольшая. А я к тому времени женился, надо кормить семью. Как заработать? Начал сниматься в кино - там неплохо платили. Даже в массовке за один съемочный день - целых 10 рублей, что составляло почти одну шестую моей театральной зарплаты. Три дня съемок - 30 рублей, можно купить хорошие ботинки. И я в свободное от театра время бегал в массовке, не считал зазорным.

Как-то в те годы на «Мосфильме» разговорились с одним артистом. Он презрительно кривился: «Массовка не по мне. Если начинать, то сразу с главной роли». Сейчас и не вспомню фамилию этого актера. А я считаю, нет маленьких ролей. К тому же очень вовремя понял, что в актерской профессии можно прождать всю жизнь и не дождаться своего звездного часа.

«ОСКАР» ПО-СОВЕТСКИ

- А какими своими достижениями в профессии вы не то чтобы гордитесь, но вспоминаете с особым чувством?

- Таких моментов немало. Например, пробы к фильму «Премия» режиссера Сергея Микаэляна. Это была одна из моих первых работ. Помню, вышел на крыльцо киностудии. И вижу человека в зеленой брезентовой куртке. То ли осветитель, то ли рабочий.

Прошу его: дайте мне свою куртку, через 15 минут верну. Он дал. Мы сыграли пробы со Светланой Крючковой. Она уже была известной артисткой, снялась в «Большой перемене», а меня никто не знал...

Позже оператор Владимир Чумак рассказал мне: «Посмотрев твои пробы, члены художественного совета спрашивали, на какой стройке Микаэлян нашел этого работягу». То есть меня. Они и не подумали, что я профессиональный артист, настолько вошел в образ рабочего. Фильм вышел очень удачным, даже Госпремию дали.

Другая история. В театре выпустили спектакль «Портрет». Наутро после премьеры звонит режиссер: «Саша! О тебе в «Правде» написали! Что в театре Гоголя прекрасный спектакль, а в главной роли - молодой талантливый Александр Пашутин!»

А в те времена, если тебя хвалила газета «Правда», это все равно что «Оскара» получил! Я был счастлив. В театре, правда, зарплата по-прежнему оставалась небольшой. А вот на гонорары от кино сумел купить квартиру. Сам. Ни у кого не просил.

- Можете назвать себя везунчиком по жизни?

- Да вот не скажите. Из театра однажды вдруг перестали отпускать на съемки. Даже когда был не нужен на репетициях - требовали, чтобы присутствовал. И я в 1981 году из театра Гоголя ушел. Впоследствии еще дважды уходил из театров, где служил. Причины были, по сути, одни и те же.

Театр - это прекрасно, я очень его люблю. Но давайте не будем лукавить: как популярность, так и заработок артистам все-таки приносит кино. А я же мужчина, на мне ответственность за семью. В том числе за пожилых родственников - за мою маму, за тещу. И я зарабатывал.

В театре, где служил, режиссер стал строчить на меня докладные записки: Пашутин, мол, с трех репетиций отпросился. Я тогда перенес операцию на глазах, физически не мог прийти. А меня вдруг «в наказание» снимают с роли! И я уволился.

СВАЛКА И ПОРТРЕТ ЛЕНИНА

- Не только в кино, у вас и на телевидении полный порядок. Участвовали в громких проектах «Последний герой», «Жестокие игры», «Танцы со звездами». Это вам зачем?

- Эти проекты для меня стали своего рода вызовом самому себе: неужели не смогу? Я же спортсмен! И смог ведь, не ударил в грязь лицом.

На «Форт Боярд» мы с Катей Волковой, помню, шли по проволоке на огромной высоте. А под нами, метрах в десяти, бегали тигры. Вот где страшно! Шептал Кате: «Только вниз не смотри!» А сам смотрел, потому что следил за своими и Катиными ногами. Видел оскалившиеся звериные пасти. Но говорил себе: «Санька, ты же суворовец! И не трус!»

Когда мы с Катей завершили этот сумасшедший маршрут, я орал от счастья в телекамеру, обращаясь к жене, следившей за моими приключениями по телевизору: «Люба! Я сделал это! Я смог!»

Когда согласился на «Танцы со звездами», участвовавшая в предыдущем сезоне Лариса Голубкина позвонила предупредить: «Саш, тебя обязательно «сольют». Куда нам тягаться с молодежью?» Улыбнулся: «Меня не «сольют».

И мы с моей партнершей - потрясающей танцовщицей Светой Богдановой - шесть туров успешно выступали. Нас полюбили зрители. В разгар шоу зашел в магазин неподалеку от дома. Подошла незнакомая женщина примерно моего возраста и говорит: «Александр Сергеевич, вы такой молодец! Танцуйте, танцуйте, вы танцуете за все наше поколение!» У меня на глазах выступили слезы.

Наше поколение, послевоенное, жизнь, что и говорить, потрепала. Бывало очень трудно, хоть плачь. Но если вы спросите, счастлив ли я, отвечу, не задумываясь: «Конечно!» Жена Люба рядом. Две дочки выросли: Маша - редактор в издательстве, Оля с отличием окончила институт экономики и права, работает организатором концертов. А внуков у меня аж семеро: у Маши пятеро детей, у Оли двое. Это ли не счастье - собираться всей семьей?

Словом, мне во всем повезло. Работал с потрясающими режиссерами. Это и Сергей Микаэлян, и Вадим Абдрашитов, и Петр Тодоровский, и Никита Михалков. И Эльдар Рязанов - на съемках его фильма «Небеса обетованные» я играл одного из обитателей городской свалки. Небольшая роль.

Перед съемкой финальной сцены, в которой жители свалки улетают на другую планету, Рязанов дал актерам возможность сымпровизировать: «Придумайте, что бы ваши персонажи взяли с собой». И вот идут актеры в образах. Один со стопкой книг, другой с глобусом. А я - с портретом Ленина! Заметил в кабинете директора ближайшей автобазы и попросил на время.

В этом незначительном, казалось бы, штрихе целая судьба героя видна! Когда заявился на съемочную площадку «с Лениным», Валентин Гафт (он играл предводителя нищих бомжей) восхищенно сказал мне: «Мерзавец! Ты нас всех переиграл!» Это прозвучало как высшая похвала...

Виктория Катаева.

Фото Г. Усоева,

FOTODOM.RU

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.