Почти 25 лет назад по отечественному ТВ впервые была показана латиноамериканская теленовелла – бразильская «Рабыня Изаура». Мало кто из прильнувших к экрану догадывался тогда, что это не просто сериал, а целая эпоха. До нее был СССР, после – обвал цен и «лихие 90-е». А во время – прекрасная невольница, которую пожалели, а значит, полюбили наши зрители.
Показ «Рабыни Изауры» на Центральном телевидении начался 16 октября 1988 года. Для удобства не привыкших к сериальному формату советских телезрителей 30-минутные серии перемонтировали в часовые. Всего показали 15 частей, то есть где-то две трети фильма. Отчего телевизионные деятели решили утаить от народа концовку – загадка. Говорят, были убеждены, что «эту муть» никто смотреть не будет. Но когда Гостелерадио забросали письмами от недовольных граждан, власти передумали. И возобновили показ теленовеллы в феврале 1989 года.
Однако самый пик «изаурамании» случился не тогда. «По многочисленным просьбам советских телезрителей» сериал повторили с начала до конца в сентябре 1990-го. Второй показ стал поистине звездным часом «Рабыни Изауры». Очевидцы вспоминают, что в часы трансляции нельзя было купить ни хлеба, ни кефира – все продавщицы в подсобке поголовно смотрели «Изауру». Все шестисоточные дачные угодья народ переименовал в фазенды, толстушек – в Жануарии. Все первые красавицы школ немедленно стали Изаурами, и так же называли новорожденных женского пола; все уже имеющиеся Леониды переименовались в Леонсио. Именами главных героев сериала стали называть кошек и собак. Рукодельные советские модницы умудрялись шить наряды по мотивам показанных на экране платьев. Есть даже информация о том, что женщины делали пластические операции «под Изауру». Больше того – про «Рабыню Изауру» начали складывать анекдоты, а ведь до того подобной чести удостаивались только Крокодил Гена, Штирлиц и Чапаев.
Всего бразильский сериал показывали на нашем телевидении четыре раза. В последний раз – по ТНТ в 2005 году, в оригинальном формате (40 серий по 26 минут). Тот показ уже не вызвал всеобщего поклонения. И все равно, заслышав заставочные позывные «Изауры» – «Азангун гарунге ун газун гунге!», – многие бросали свои дела и спешили насладиться страданиями несчастной девушки. И это происходило не только в России. «Рабыня Изаура» стала самым продаваемым телепродуктом бразильской компании «Глобо»: его посмотрели в 78 странах мира, и всюду теленовелла имела успех.
«ЭТО ЖЕ ДЕТСКИЙ САД!»
Для теленовеллы в «Рабыне Изауре» было много натурных съемок. Они проходили на двух старинных фазендах неподалеку от столицы Бразилии, а иногда – на курорте Санта-Круз. Но, к сожалению, в романтичных старых поместьях сохранились все атрибуты XIX века, включая «удобства» сомнительного санитарного состояния.
– Снимали на заброшенной фазенде, без туалета и душа, переодевались и гримировались в автобусах без кондиционеров. Работали на износ: лошадка, на которой я прогуливалась в сериале, погибла, не выдержав такого ритма, – вспоминает исполнительница главной роли Луселия Сантос.
Казалось бы, странные условия съемок для звезды. Но дело в том, что Луселия звездой вовсе и не являлась. «Рабыня Изаура» вообще был первым фильмом в ее карьере. До того девушка работала только в театре, где дебютировала в 14-летнем возрасте. И когда худенькая и низкорослая брюнетка (рост Луселии 155 см) появилась на телестудии «Глобо», продюсеры были от нее не в восторге.
– Мне было 18 лет, меня захвалили в театре, и я, чувствуя себя королевой, пошла на пробы сразу в два новых сериала «Глобо». В первом меня… подняли на смех! – вспоминает актриса. – В жизни не чувствовала такой обиды. Поэтому, когда меня, злую и разочарованную, пригласил продюсер «Изауры» и первым делом спросил про мой маленький рост, я тут же на повышенных тонах разъяснила ему, что ролей мне можно не предлагать, но оскорблять себя я никому не позволю. Похоже, он решил, что я слишком востребована, раз позволяю себе такие выпады, и тут же предложил сыграть главную героиню!
Вообще-то, очевидцы первого появления будущей Изауры в студии передают другую версию. «Вы очень маленького роста, у вас нет груди, и вы не выглядите ни чувственно, ни сексуально! На что вы рассчитываете?» – заявили телепродюсеры 18-летней старлетке. Но кандидатура Луселии чем-то заинтересовала главного продюсера «Рабыни Изауры» Жилберта Брага, и в числе других актрис он пригласил ее на пробы. К слову сказать, оба молодых актера, сыгравших экранных возлюбленных рабыни, фазендейро Тобиаса и Алваро, тоже были почти дебютантами. Вообще, в картине была лишь одна полноценная звезда – злодей Леонсио, он же Рубенс ди Фалко. И почти что в духе своего героя Рубенс не скрывал своего разочарования партнерами по фильму. В особенности – Луселией.
– Шок наступил, когда я увидел коллег по работе: это же детский сад! – говорил актер. – Самым опытным казался Роберто Пирильо (Тобиас. – Ред.), он успел поучаствовать в нескольких сериалах. Остальные чуть ли не впервые видели телекамеру! А уж моя партнерша Луселия вообще представляла жалкое зрелище: мелкая, как воробей, тощая, как треска, она ходила на 12-сантиметровых каблуках, чтобы хоть как-то соответствовать мне по росту, и наглухо затягивала корсеты, пытаясь создать видимость бюста… Мне казалось, что мы с треском провалимся…
Опытного 45-летнего ди Фалко опасалась не только переутомленная съемками Изаура-Сантос, которой, по ее словам, «снилось в кошмарах, что Рубенс-Леонсио опять надо мной издевается». Боялись его и «благородные плантаторы». Особенно Эдвин Луизи (Алваро).
– Я панически боялся Рубенса-Леонсио. То ли из-за его злодейской роли, то ли потому, что мне надо было противостоять в кадре именитому актеру. Я боялся и Пирильо, хотя ни разу не столкнулся с ним: он ушел из сериала до моего вступления в роль. Мне казалось, я не смогу «переиграть» его романа с Изаурой, зритель не поверит в нашу любовь. К тому же Луселия не выглядела соблазнительной мулаткой, которые нравятся нам, бразильцам… Я так нервничал, что со словами: «Мотор!» – у меня выпадали из глаз жесткие контактные линзы. На меня перевели уйму дублей…
Вот в такой нервозной обстановке съемочная группа работала по 18 часов в день. Отдельную трудность представляли костюмы позапрошлого века, особенно дамские.
– Я постоянно наступала на нижние юбки, путалась в них, от тугого корсета перехватывало дыхание, – сетует Луселия Сантос.
А вот Рубенс ди Фалко больше вспоминал творческий процесс.
– Режиссер требовал, чтобы я, лежа под одеялом, изображал, как Леонсио «третирует» Изауру – ну и чтобы было понятно, что он там делает. Хотел, чтобы оргазм я передал с помощью усов и глаз.
ТАК В ЧЕМ ЖЕ ФЕНОМЕН?
Любопытно, что говоря о Леонсио, советские зрительницы больше всего вспоминают именно голубые глаза и рыжие усы злодея… Интересно и то, что именно ди Фалко оказался полностью доволен своей работой и тем, что зрители его запомнили как Леонсио.
– Это была моя лучшая роль, пик карьеры, идеальный злодей! – утверждал актер. – Благодаря «Изауре» я здорово попутешествовал по миру, снялся в одном сериале и трех фильмах в Венесуэле, меня до сих пор помнят и любят, несмотря на мои 75 лет. Жаль только, что в ту эпоху мы толком не понимали, какого успеха добились, не умели использовать свою славу по максимуму.
А вот Луселия Сантос реагирует на свой пришедший с «Изаурой» звездный статус гораздо сдержанней.
– Я так и не разгадала секрет нашего успеха. Сюжет не слишком оригинальный, технические решения проще некуда, никаких откровенных сцен... Может быть, привлекала романтичность истории? Или ее экзотичность – все-таки рабыня была белой женщиной...
Возможно, это связано с тем, что как актрисе Луселии не довелось повторить успех, обрушившейся на нее в 20 лет.
– После «Изауры» я стала страшно привередлива к ролям, многие предложения отвергала, мне было трудно угодить. В какой-то момент меня просто перестали приглашать, и тогда я ушла с «Глобо», громко хлопнув дверью. Обратно меня не звали 14 лет! Лишь в 2001 году предложили небольшую роль в молодежном сериале «Кружево», и я, конечно же, согласилась, – говорит актриса.
Она снялась в нескольких проектах на других бразильских студиях, работала и в кино. Луселия даже выступила режиссером и автором двух документальных лент. Но ни в какой другой ипостаси зрители не полюбили ее так, как в «Рабыне Изауре». Горы подарков, мешки писем – все это прекратилось лишь 10-15 лет назад, спустя десятилетия после премьеры теленовеллы.
У возлюбленного Изауры, Роберто Перильо, профессиональная карьера сложилась более-менее успешно.
– С 1970 по 1986 год я сыграл в 13 сериалах «Глобо», в том числе и в «Изауре», которая несильно повлияла на мою карьеру, – считает актер. – Мне не повезло «умереть» посреди истории, так что я не пожинал лавров коллег: обо мне забыли. Ни разу не путешествовал с презентацией теленовеллы даже внутри Бразилии, не говоря уж о заграничных поездках. Зато в 1990-е годы я активно играл в театре, в самой успешной в истории страны пьесе «Предать и ударить» – мы собирали аншлаги в течение 14 лет! Я не прерывал контракта с «Глобо», но появлялся в основном в мини-сериалах. Надо же хоть денек в неделю посвящать семье: мы с женой Соланж живем вместе уже 30 лет, у нас трое детей.
А вот Эдвин Луизи (Алваро) и сегодня считает, что участие в теленовелле стало для него роковым.
– Ужасающее клеймо на всю жизнь! – переживает артист. – Это год-два еще приятно, когда тебя узнают по звездной роли. Но проходит пять лет, десять – а ничего не меняется! Ты стараешься изо всех сил, но люди по-прежнему знают тебя только как Алваро! Я снялся более чем в 30 сериалах, всю жизнь играл в театре, но до сих пор моей единственной мечтой остается затмить себя же в «Изауре»…
И все-таки феномен «Рабыни Изауры» существует. В Китае теленовеллу посмотрел один миллиард телезрителей. На Кубе во время показа сериала отмечались случаи переноса внутренних пассажирских авиарейсов по просьбе пилотов и пассажиров. В период войны между Боснией и Сербией на время показа каждой серии приостанавливались боевые действия. А в Португалии некая пожилая дама, расстроенная гибелью одного из героев (Тобиаса), разбила свой телевизор – старушка запустила в него туфлю. Осознав содеянное, она обратилась в суд, и местная Фемида… присудила студии «Глобо» выплату ущерба. Когда об этом курьезе узнал «злодей» Рубенс ди Фалко, он лично подарил пожилой страдалице новый телевизор.
ЖИЗНЬ ПОСЛЕ «РАБЫНИ»
Премьера «Рабыни Изауры» в Бразилии состоялась 35 лет назад. Неудивительно, что для многих актеров сериала активная карьера осталась в прошлом, а кого-то и просто уже нет в живых.
56-летняя Луселия Сантос (Изаура) обитает в престижном районе Рио-де-Жанейро. Свой особняк актриса делит с гражданским супругом, бразильским дирижером Джоном Нешлингом, и 27-летним сыном Педро. За годы, минувшие после «Изауры», Луселия сыграла еще в ряде картин, а также стала режиссером двух документальных лент. Были в ее биографии и еще более неожиданные вещи. Например, в 1982 году актриса снялась обнаженной в фотосессии для Playboy. Затем актриса сыграла в кино Клеопатру и участвовала в еще нескольких проектах, изобиловавших откровенными сценами. На вопрос: «Зачем вам это нужно?» – отвечала: «Я считала, что после «Изауры» мне позволено все». А после развода с первым мужем, с которым прожила 14 лет, Сантос стала одной из видных феминисток Бразилии. Агитирует женщин «любить тех и жить с теми, с кем вам хочется». Официально Луселия не замужем.
Рубенс ди Фалко (Леонсио) ушел из жизни в 2008 году. Его девизом всегда было: «Хочу продолжать работать до тех пор, пока могу». До конца своих дней Рубенс оставался холостяком, зато его фильмография насчитывает 27 фильмов и 34 сериала. «Быть дедом – что может быть прекраснее! Сожалею, что не вступил в брак, правда, характер у меня неподходящий для ежедневной совместной жизни», – признавался актер.
Леонсио его продолжали звать до последнего. «Сколько раз бывало – ловлю такси, а водитель ахает: «Леонсио!» – и только потом добавляет: «То есть, Рубенс», – веселился актер.
В 2004 году в Бразилии был снят 120-серийный ремейк «Рабыни Изауры». Из первого проекта во второй перекочевал только один актер – Рубенс ди Фалко, он сыграл папу Леонсио, командора Алмейдо.
Последние два года актер тяжело болел, перенес инсульт, после которого утратил способность двигаться и говорить. Умер от сердечной недостаточности в госпитале в родном Сан-Паулу.
А вот невеста коварного Леонсио, Малвина, здравствует и работает по сей день. Актриса Норма Блум – настоящий ветеран бразильского телевидения, пришла на ТВ в 11 лет. Но какой бы сказочной ни была ее карьера, всенародный успех пришел к актрисе с ролью Малвины. После «Изауры» Норма сыграла более чем в десяти сериалах, работала в кино, играла в театре, занималась переводами фильмов и литературы (Блум знает пять языков). Сегодня ей за 80, но она продолжает сниматься в сериале с говорящим названием «Актрисы».
Эдвин Луизи (Алваро) тоже может похвастаться обширной фильмографией. После «Изауры» он снялся на ТВ еще в полусотне проектов, играя иногда по три-четыре роли в год. Например, в известной российскому зрителю теленовелле «Секрет тропиканки». Роберто Пирильо (Тобиас) также снялся более чем в 40 сериалах, но нигде не повторил успеха своей роли в «Изауре». Сейчас он по-прежнему верен студии «Глобо», где его амплуа – роли докторов, адвокатов, инженеров и других интеллигентов. А что до старшего поколения актеров, снявшихся в «Рабыне Изауре», – в 2001 году не стало Жилберто Мартиньо, сыгравшего отца Леонсио, командора Алмейдо. Через год не стало колоритной актрисы Зени Перейра, так запомнившейся многим зрителям в роли стряпухи Жануарии.
ГОЛОСА «ИЗАУРЫ»
Бразильский сериал была переозвучен на русский язык четыре раза (по количеству показов), и в работе приняли участие настоящие звезды. Первый, и самый запомнившейся зрителям, закадровый голос Луселии Сантос принадлежит Надежде Румянцевой. Выйдя замуж за дипломата Вилли Хштояна, звезда советского кинематографа 1950-60-х годов («Королева бензоколонки», «Девчата» и др.) оставила профессию на долгих 12 лет. После возвращения из-за границы работала на ТВ в детской программе «Будильник», озвучивала кино, мультфильмы. А впоследствии и сериалы, где Надежде Васильевне принадлежит своеобразный рекорд: она озвучила абсолютно всех женских персонажей в телеверсии «Твин Пикс» Дэвида Линча.
В 1996 году двое преступников попытались ограбить ее квартиру. Грабителей задержал муж актрисы, который в молодости занимался боксом, но один из них успел нанести Надежде Васильевне удар по голове. До конца жизни ее преследовали сильные боли, от которых она теряла сознание. В 2001 году Надежда Васильевна узнала о своей болезни. В одном из интервью муж актрисы рассказал: «О диагнозе опухоль мозга Надя узнала за полтора года до смерти. Выслушала его спокойно, продолжала жить, занималась цветами». Надежда Румянцева скончалась в одной из московских клиник в 2008 году.
В версии, показанной по ТВ-6 в 1997 году, Изаурой стала актриса Елена Бушуева-Цеханская. Известность к ней пришла после исполнения роли Софочки в ленте «На Дерибасовской хорошая погода, или на Брайтон-Бич опять идут дожди». Также Елена снималась в фильмах: «Женский день», «Самоубийца», «Ширли-мырли», «Маросейка, 12», «На углу и Патриарших – 3», «Хозяйка моей судьбы» и других. В 2008 году сыграла главную роль заведующей отделением Ирины Ковалец в сериале «Я лечу». Кроме того, ее голосом говорят героини теленовелл «Секрет тропиканки», «Цыганка», «Во имя любви», «Дикий ангел» и других.
Мужских персонажей «Рабыни Изауры» дублировали два ветерана российской озвучки Алексей Борзунов и Алексей Ижеватов. Причем оба, в разных версиях, говорили за коварного Леонсио Корреа ди Алмейда. Но в паре с Румянцевой работал все-таки Борзунов, которого заслуженно называли «королем дубляжа». Алексей Алексеевич впервые снялся в кино еще школьником – это был фильм «Необыкновенное путешествие Мишки Стрекачева» (1959), работал во МХАТе. Но наибольшую известность приобрел после 1991 года, когда его голосом заговорили герои диснеевских мультфильмов (Скрудж МакДак, Черный Плащ и др.) и многочисленные персонажи теленовелл (Леонсио, Луис-Альберто из «Богатые тоже плачут», Адольфо из «Дежурной аптеки» и др.) Среди его последних работ озвучка таких фильмов, как «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа», «Гарри Поттер и Принц-полукровка», «Звездный путь», «Начало», «Хоббит: Нежданное путешествие». Алексей Борзунов ушел из жизни 7 июня 2013 года из-за сердечного приступа.
Алексей Инжеватов впервые снялся в кино, будучи студентом. Режиссер Сергей Колосов пригласил его на роль партизана Вани Алдюхова в первый телевизионный многосерийный фильм «Вызываем огонь на себя». После окончания ВГИКа Алексей был направлен для прохождения военной службы в Театр Советской армии. В середине 1970-х он занялся дубляжом. Голосом Ижеватова заговорил Ален Делон в картине «Двое в городе». Также актер озвучивал комиссара Катани в «Спруте», ряд персонажей в «Твин Пикс». Но самой запоминающейся стала его работа над сериалом «Богатые тоже плачут», все 248 серий актеру пришлось озвучивать три раза – для российского, немецкого и болгарского телевидения. В последние годы Алексей Николаевич мало играл в театре из-за болезни ног. Ранний уход из жизни единственной дочери Маши окончательно подкосил и его, и супругу, актрису Наталью Рычагову (Маша в «Офицерах»). Алексей Инжеватов скончался в сентябре 2010 года.
Фото kinopoisk.ru