Его атаковали и акцизами, и минимальными ценами, и угрозами ограничить продажи парой часов в сутки, но объект атак держится стойко.
По данным Росалкогольтабакконтроля, в этом году россияне скупают алкоголь рекордными темпами. Год 2024-й еще не завершился, а в рознице уже реализовано свыше 184 млн декалитров зелья. Это максимальный показатель с 2017 года - с начала ведения статистики по алкогольным продажам.
Сей факт вроде бы должен вызывать недоумение у столоначальников из Минфина, усилиями которых цены на спиртное каждый год идут в гору под очень смехотворным предлогом. Дескать, чем дороже будет стоить бутылка крепкой выпивки, тем сложнее будет купить ее пьющим гражданам, и они постепенно начнут отказываться от вредной привычки.
Ну не бред ли? Когда такое было в России? Анекдот тут еще и в том, что Минфин борется вовсе не против злоупотребления — это задача Минздрава, а бьются сотрудники господина А. Силуанова вовсе даже «за». То есть за пополнение выпадающих доходов бюджета, у которого имеются серьезные проблемы. И для решения этой задачи нужно не снижать, а наращивать продажи спиртного, пробивая пути в казну налогам и акцизам.
Статистика свидетельствует, что чиновники со своей необъявленной, законспирированной задачей справляются. Возможно, даже сами не понимая как. Аналитики проекта «Если быть точным» проанализировали динамику потребления алкоголя в стране. Они определили, что в конце 2000-х в РФ этот показатель действительно стал снижаться. Россияне все чаще предпочитали крепким напиткам вино и пиво, а все больше людей и вовсе отказывались от спиртного.
Если в 2007 году на потребителя старше 15 лет приходилось 11 л чистого спирта, то в 2017-м - уже 7 л. Но теперь продажи вновь начали расти. И в 2023 году показатель дошел до 8 л — это рекорд за последние девять лет.
«Растут продажи в литрах абсолютного алкоголя (чистого спирта) на душу населения. Население таким образом откликается на трудности», - считает глава Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин.
«Ситуация обусловлена двумя факторами: во-первых, нарастает тревожность из-за ощущаемого людьми (больше на подсознательном уровне, но не без помощи СМИ и соцсетей) усиления напряженности в мире и в окружающем пространстве, - говорит председатель Союза потребителей РФ Петр Шелищ. - Спиртные напитки на время притупляют чувство неопределенности в отношении личных перспектив. И растут доходы некоторых категорий граждан, что позволяет им больше тратить на алкоголь».
Другими словами, налицо свидетельство, что жизнь наша не стала лучше и веселее, а вовсе даже не наоборот. И зелье в России не победить!
Алексей Воробьев.