Власть и закон
64242 | 0

Налог на бани и туалеты

Налог на бани и туалеты
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

В недрах Минэкономразвития России рождается законопроект, уточняющий критерии отнесения сельских и дачных объектов к тому или иному виду имущества. Цель - уточнить, какое добро следует облагать налогом, а какое нет.

Пока чиновники корпят над новым законом, налоговики руководствуются «старым», принятым три года назад. Он гласит, что деревенские жители и дачники обязаны платить государству за имеющиеся на их участках постройки, включая сараи, бани, теплицы и туалеты. Правда, налог взимается только за недвижимое имущество. За движимое платить не надо.

Статья 130 Гражданского кодекса РФ уточняет: основным признаком недвижимого имущества является его прочная связь с землей, переместить такое добро без ущерба для него, а то и полного разрушения невозможно. То есть если баню или туалет («типа сортир», как говаривал персонаж культовой советской кинокомедии) можно легко разобрать и снова собрать в другом месте, то они являются движимым имуществом. Если же переместить без значительного ущерба их нельзя, то сооружения эти относятся к категории имущества недвижимого.

Обкладывая те или иные объекты налогом, чиновники в качестве главного критерия недвижимости используют наличие фундамента. Мол, теплица, большой сарай, баня никак не могут без него обойтись. А значит, за объекты эти надо платить. Если же взять беседку или деревянный забор (в отличие от каменного), прочной связи с землей-матушкой они не имеют, поэтому налогом не облагаются.

Аргументация, прямо скажем, сомнительная. Неудивительно, что между чиновниками и владельцами дачных построек нередко вспыхивают перепалки, что считать недвижимым имуществом, а что нет. Некоторые граждане за свои бани и туалеты не платят даже в том случае, если должностные лица зачислили их в разряд недвижимости. Хотя подобная позиция чревата.

Ставка налога на имущество физических лиц, именуемого в народе «налогом на туалеты, бани и сараи», в этом году составляет 0,1-0,3% от кадастровой стоимости объекта. С тех же физлиц, что добровольно не несут денежку государству, взимают почти вдвое больше - 0,5%.

В 2020 г. скрывать дачное добро будет еще сложнее - власти грозят к проверкам территорий подключить дроны. Хотя техника техникой, а решающее слово все равно остается за налоговиками, в каждом конкретном случае определяющими, к какой из двух групп относится тот или иной объект, надо за него отстегивать государству или нет. Несложно догадаться, что поле для субъективизма, а значит, и коррупции у них - широчайшее.

Что до закона, разрабатываемого в Минэкономразвития, то вряд ли он поможет это поле сузить. Известно ведь, что строгость наших законов компенсируется необязательностью их исполнения. Не правильнее было бы властям социального по Конституции государства прекратить мелочиться, оставив в покое все бани, туалеты и сараи граждан вне зависимости от наличия или отсутствия у этих объектов прочной связи с землей?

Игорь Анин.

Фото: ТАСС/Л. Мордасов.

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.