Общественные и социальные новости
3893 | 0

В школе мало хороших учителей и... плохих учеников

В школе мало хороших учителей и... плохих учеников
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Россия впервые в качестве полноправного члена приняла участие в исследованиях ТАЛИС (Teaching and Lear­ning International Survey). Международные эксперты изучают школьную «кухню» разных стран на основе опросов учителей. Нашей школе, как выяснилось, есть чем гордиться.

В ходе исследования были опрошены учителя и директора школ в 37 странах Европы и Азии. В России под анкетирование попали свыше 4 тыс. педагогов. Не секрет, что с некоторых пор российское школьное образование не слишком высоко котируется в мире. Однако, как выясняется, по многим параметрам российская школа даст сто очков вперед даже признанным мировым лидерам.

Начнем с того, что нашим учителям современные дети не кажутся столь уж «ленивыми и ужасными», как это принято представлять. Так, в среднем по миру примерно половина учеников регулярно опаздывают на урок. У нас таких всего 30%.

Около 16% школьников за рубежом постоянно запугивают и оскорбляют учителей («без применения физического насилия», отмечается в исследовании). В России так общаться с учителями позволяют себе не более 1%.

Единственный негативный показатель, по которому российский ученик превзошел зарубежного, - это списывание. У нас каждый третий считает за доблесть стырить что-нибудь из интернета или скатать у товарища, тогда как в среднем по миру этим балуется только каждый десятый.

НЕ УЧАТ, А ОТЧИТЫВАЮТСЯ

Как выяснилось, в России намного чаще, чем в других странах, учителей гоняют на переподготовку и повышение квалификации. Именно гоняют, потому что данная «процедура» у нас обязательна. При этом во всех странах она не только не обязательна, за нее учителю еще и денежки приходится платить.

Загруженность наших учителей оказалась значительно выше - средний учитель в РФ работает 46 часов в неделю, тогда как среднемировой показатель - 38 часов. Правда, на продуктивность преподавания это влияет мало, так как большую часть времени российский учитель тратит на заполнение бумажек и составление отчетов - на это уходит 56% трудового процесса. В полтора раза больше времени в России посвящают подготовке к урокам - 11 часов в неделю против семи европейско-азиатских.

МОЛОДЫМ ВЕЗДЕ У НАС ДОРОГА

Приятно удивило зарубежных исследователей наше гендерное равенство: в российских школах половина директоров школ - женщины, тогда как в среднем по миру их всего 35%. Причем наши директора оказались значительно моложе своих зарубежных коллег. Это стало открытием даже для самого российского педагогического корпуса: «Мы всегда считали, что у нас директора старше, чем во всем мире, а оказалось наоборот», - комментирует Елена Ленская, декан одного из факультетов Московской высшей школы социальных и экономических наук (МВШСЭН). Средний возраст директора за рубежом - 60-65 лет, в России - 40-45 лет.

Молодых учителей в России также заметно больше, чем за рубежом. В результате реформы, которая за последние несколько лет подняла учителям зарплаты до среднерегионального уровня, произошел наплыв в школы молодых педагогов. И теперь учат в российских школах в основном «малый да старый» - каждому пятому учителю за 60. То есть на средний возраст, который во всем мире составляет большинство, у нас приходится меньше половины педагогов. Впрочем, в нашем случае это даже хорошо. Согласно исследованиям ТАЛИС, молодые учителя выше оценивают престиж профессии - так думают 60% педагогов моложе 30 лет. Среди работающих учителей-пенсионеров таких набралось 45%. А вот среди тех, кто пришел в школу в 90-е, престижной считает свою работу только каждый третий.

УЖЕ НЕ ТРОЕЧНИКИ, НО И НЕ ОТЛИЧНИКИ

Повышение зарплат сказалось и на уровне абитуриентов педвузов. Ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов напоминает, что средний балл ЕГЭ поступающих в педвузы всего пять лет назад с трудом дотягивал до 55 баллов по одному предмету. Теперь он подрос до 65. «То есть если раньше в педвузы шли закоренелые троечники, то теперь это, конечно, не самые лучшие, но хорошисты. Есть и отличники, но доля их невелика».

Что касается подготовки педагогических кадров, то она в России намного более разнообразна, чем в других странах. Чему только будущих Ушинских с Сухомлинскими не учат - от общественных наук до естествознания. Только вот почему-то эти непрофильные знания потом не применяются: в России три четверти учителей ведут только один предмет, а за рубежом - в основном два-три.

Наш учитель работает стабильно - по 15 лет в одной школе. Это тоже удивило международных исследователей, ни в одной стране по стольку лет в одной школе не засиживаются. Наши бы и дольше посидели, но школы начали объединять и укрупнять. А лишних педагогов - отжимать.

Соотношение учителей и учеников в России 1 к 7 соответственно. Тогда как в Финляндии и Сингапуре, где на сегодня лучшие системы образования, это соотношение другое: один учитель на 9 учеников (Финляндия) и один на 12 (Сингапур).

Отчасти это объясняется географией. «Да, есть страны, которые при маленьком количестве учителей обеспечивают высокий уровень образования. Но у нас в сельской школе шесть учеников в классе, и учитель ведет полноценный  урок. Ясно, что в этом случае количество учеников никак не влияет на качество образования», - говорит Елена Ленская.

Но у нас и в больших городах гораздо меньше учеников в классе, чем в странах-лидерах! В Сингапуре, например, в классах по 40-50 человек.

«Европейские исследования доказали, что количество учеников в классе никак не влияет на качество образования, - комментирует этот удивительный парадокс Елена Ленская. - Была только одна маленькая, но гордая страна Люксембург, которая долго держалась за эту теорию и старалась уменьшить количество учеников в классе. В итоге, как показали результаты, это ни к чему не привело».

«В Сингапуре дети могут учиться в больших классах, потому что там в основном китайцы, а мы так не можем, мы более шаловливы», - уверен Ярослав Кузьминов, хотя этот тезис и противоречит все тем же исследованиям
ТАЛИС (см. ранее).

САМИ СЕБЯ ГОТОВЯТ, САМИ УПРАВЛЯЮТ

Наш директорский корпус не просто моложе заграничного - он еще и самостоятельнее. Во время опросов 90% российских директоров признались, что хотя у них есть управленческая команда, но все решения они принимают единолично. При этом в 85% школ за последние несколько лет появились так называемые управляющие советы. Чем же они тогда управляют, позвольте спросить?

Другая особенность России - это обучение административным навыкам на ходу. «У нас только 6% директоров проходили подготовку до вступления в должность, - отмечает Елена Ленская, - в Сингапуре же таких 60 процентов».

Значительно больше директоров в РФ совмещают административную работу с преподаванием. Что, наверное, хорошо: они не отрываются от преподавательской деятельности, знают проблемы изнутри.

Спросили директоров и о том, чего им не хватает. Половине не хватает «квалифицированных учителей». В 40% школ не хватает учебников. Это для международных стандартов тоже нонсенс. Уж чего-чего, а учебников в заграничных школах навалом, заявили директора школ других стран.

В тамошних школах учится гораздо больше детей с ограниченными возможностями. Но это объясняется просто: за рубежом за каждого инвалида школа получает дополнительное финансирование от государства. У нас подобная поддержка предусмотрена только с 1 сентября 2015 года. Тогда и можно будет сравнивать, считают эксперты.

Аделаида Сигида

Фото REX/FOTODOM

ПОЧЕМУ РОССИЯ НЕ СИНГАПУР?

«Те вещи, которые происходят в Сингапуре, нас просто могут напугать, - говорит декан МВШСЭН Елена Ленская. - Например, они отказываются от предметного изучения. То же самое происходит и в Финляндии. Дети решают задачи, применимые в жизни. В жизни нам же никто не говорит, что это задача из физики! Они отказываются от рейтингов школ. Хотя я считаю, что правильно отказываются, нормального рейтинга в итоге так и не нашли, зато все эти рейтинги нервируют учеников и учителей».

В Сингапуре запретили в школах любые награды и медали. «Казалось бы, для азиатской страны это совершенно нетипично. Но в Азии дети в последние годы так увлеклись учебой, что менее успешные даже кончают  жизнь самоубийством», - объяснила Елена Ленская.

Наши же учащиеся, как показывают различные, уже российские, исследования, учебой увлечены не настолько. Типичный российский школьник мечтает обычно не о школьной медали, а о том, как по знакомству стать чиновником со всеми причитающимися к этому благами. Мы же не азиаты, верно?

 

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.