Сегодня 23 февраля 2018 г., пятница, 21:37USD 56.76 +0.1071EUR 69.63 -0.1746
Общественные и социальные новости

В школе мало хороших учителей и... плохих учеников

7 июня 2015
hits 2297

Россия впервые в качестве полноправного члена приняла участие в исследованиях ТАЛИС (Teaching and Lear­ning International Survey). Международные эксперты изучают школьную «кухню» разных стран на основе опросов учителей. Нашей школе, как выяснилось, есть чем гордиться.

В ходе исследования были опрошены учителя и директора школ в 37 странах Европы и Азии. В России под анкетирование попали свыше 4 тыс. педагогов. Не секрет, что с некоторых пор российское школьное образование не слишком высоко котируется в мире. Однако, как выясняется, по многим параметрам российская школа даст сто очков вперед даже признанным мировым лидерам.

Начнем с того, что нашим учителям современные дети не кажутся столь уж «ленивыми и ужасными», как это принято представлять. Так, в среднем по миру примерно половина учеников регулярно опаздывают на урок. У нас таких всего 30%.

Около 16% школьников за рубежом постоянно запугивают и оскорбляют учителей («без применения физического насилия», отмечается в исследовании). В России так общаться с учителями позволяют себе не более 1%.

Единственный негативный показатель, по которому российский ученик превзошел зарубежного, - это списывание. У нас каждый третий считает за доблесть стырить что-нибудь из интернета или скатать у товарища, тогда как в среднем по миру этим балуется только каждый десятый.

НЕ УЧАТ, А ОТЧИТЫВАЮТСЯ

Как выяснилось, в России намного чаще, чем в других странах, учителей гоняют на переподготовку и повышение квалификации. Именно гоняют, потому что данная «процедура» у нас обязательна. При этом во всех странах она не только не обязательна, за нее учителю еще и денежки приходится платить.

Загруженность наших учителей оказалась значительно выше - средний учитель в РФ работает 46 часов в неделю, тогда как среднемировой показатель - 38 часов. Правда, на продуктивность преподавания это влияет мало, так как большую часть времени российский учитель тратит на заполнение бумажек и составление отчетов - на это уходит 56% трудового процесса. В полтора раза больше времени в России посвящают подготовке к урокам - 11 часов в неделю против семи европейско-азиатских.

МОЛОДЫМ ВЕЗДЕ У НАС ДОРОГА

Приятно удивило зарубежных исследователей наше гендерное равенство: в российских школах половина директоров школ - женщины, тогда как в среднем по миру их всего 35%. Причем наши директора оказались значительно моложе своих зарубежных коллег. Это стало открытием даже для самого российского педагогического корпуса: «Мы всегда считали, что у нас директора старше, чем во всем мире, а оказалось наоборот», - комментирует Елена Ленская, декан одного из факультетов Московской высшей школы социальных и экономических наук (МВШСЭН). Средний возраст директора за рубежом - 60-65 лет, в России - 40-45 лет.

Молодых учителей в России также заметно больше, чем за рубежом. В результате реформы, которая за последние несколько лет подняла учителям зарплаты до среднерегионального уровня, произошел наплыв в школы молодых педагогов. И теперь учат в российских школах в основном «малый да старый» - каждому пятому учителю за 60. То есть на средний возраст, который во всем мире составляет большинство, у нас приходится меньше половины педагогов. Впрочем, в нашем случае это даже хорошо. Согласно исследованиям ТАЛИС, молодые учителя выше оценивают престиж профессии - так думают 60% педагогов моложе 30 лет. Среди работающих учителей-пенсионеров таких набралось 45%. А вот среди тех, кто пришел в школу в 90-е, престижной считает свою работу только каждый третий.

УЖЕ НЕ ТРОЕЧНИКИ, НО И НЕ ОТЛИЧНИКИ

Повышение зарплат сказалось и на уровне абитуриентов педвузов. Ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов напоминает, что средний балл ЕГЭ поступающих в педвузы всего пять лет назад с трудом дотягивал до 55 баллов по одному предмету. Теперь он подрос до 65. «То есть если раньше в педвузы шли закоренелые троечники, то теперь это, конечно, не самые лучшие, но хорошисты. Есть и отличники, но доля их невелика».

Что касается подготовки педагогических кадров, то она в России намного более разнообразна, чем в других странах. Чему только будущих Ушинских с Сухомлинскими не учат - от общественных наук до естествознания. Только вот почему-то эти непрофильные знания потом не применяются: в России три четверти учителей ведут только один предмет, а за рубежом - в основном два-три.

Наш учитель работает стабильно - по 15 лет в одной школе. Это тоже удивило международных исследователей, ни в одной стране по стольку лет в одной школе не засиживаются. Наши бы и дольше посидели, но школы начали объединять и укрупнять. А лишних педагогов - отжимать.

Соотношение учителей и учеников в России 1 к 7 соответственно. Тогда как в Финляндии и Сингапуре, где на сегодня лучшие системы образования, это соотношение другое: один учитель на 9 учеников (Финляндия) и один на 12 (Сингапур).

Отчасти это объясняется географией. «Да, есть страны, которые при маленьком количестве учителей обеспечивают высокий уровень образования. Но у нас в сельской школе шесть учеников в классе, и учитель ведет полноценный  урок. Ясно, что в этом случае количество учеников никак не влияет на качество образования», - говорит Елена Ленская.

Но у нас и в больших городах гораздо меньше учеников в классе, чем в странах-лидерах! В Сингапуре, например, в классах по 40-50 человек.

«Европейские исследования доказали, что количество учеников в классе никак не влияет на качество образования, - комментирует этот удивительный парадокс Елена Ленская. - Была только одна маленькая, но гордая страна Люксембург, которая долго держалась за эту теорию и старалась уменьшить количество учеников в классе. В итоге, как показали результаты, это ни к чему не привело».

«В Сингапуре дети могут учиться в больших классах, потому что там в основном китайцы, а мы так не можем, мы более шаловливы», - уверен Ярослав Кузьминов, хотя этот тезис и противоречит все тем же исследованиям
ТАЛИС (см. ранее).

САМИ СЕБЯ ГОТОВЯТ, САМИ УПРАВЛЯЮТ

Наш директорский корпус не просто моложе заграничного - он еще и самостоятельнее. Во время опросов 90% российских директоров признались, что хотя у них есть управленческая команда, но все решения они принимают единолично. При этом в 85% школ за последние несколько лет появились так называемые управляющие советы. Чем же они тогда управляют, позвольте спросить?

Другая особенность России - это обучение административным навыкам на ходу. «У нас только 6% директоров проходили подготовку до вступления в должность, - отмечает Елена Ленская, - в Сингапуре же таких 60 процентов».

Значительно больше директоров в РФ совмещают административную работу с преподаванием. Что, наверное, хорошо: они не отрываются от преподавательской деятельности, знают проблемы изнутри.

Спросили директоров и о том, чего им не хватает. Половине не хватает «квалифицированных учителей». В 40% школ не хватает учебников. Это для международных стандартов тоже нонсенс. Уж чего-чего, а учебников в заграничных школах навалом, заявили директора школ других стран.

В тамошних школах учится гораздо больше детей с ограниченными возможностями. Но это объясняется просто: за рубежом за каждого инвалида школа получает дополнительное финансирование от государства. У нас подобная поддержка предусмотрена только с 1 сентября 2015 года. Тогда и можно будет сравнивать, считают эксперты.

Аделаида Сигида

Фото REX/FOTODOM

ПОЧЕМУ РОССИЯ НЕ СИНГАПУР?

«Те вещи, которые происходят в Сингапуре, нас просто могут напугать, - говорит декан МВШСЭН Елена Ленская. - Например, они отказываются от предметного изучения. То же самое происходит и в Финляндии. Дети решают задачи, применимые в жизни. В жизни нам же никто не говорит, что это задача из физики! Они отказываются от рейтингов школ. Хотя я считаю, что правильно отказываются, нормального рейтинга в итоге так и не нашли, зато все эти рейтинги нервируют учеников и учителей».

В Сингапуре запретили в школах любые награды и медали. «Казалось бы, для азиатской страны это совершенно нетипично. Но в Азии дети в последние годы так увлеклись учебой, что менее успешные даже кончают  жизнь самоубийством», - объяснила Елена Ленская.

Наши же учащиеся, как показывают различные, уже российские, исследования, учебой увлечены не настолько. Типичный российский школьник мечтает обычно не о школьной медали, а о том, как по знакомству стать чиновником со всеми причитающимися к этому благами. Мы же не азиаты, верно?

 

Просмотров: 2297
Поделиться
Подписывайтесь на наш канал в Telegram! Чтобы подписаться на канал «Мир Новостей» в Telegram, достаточно пройти по ссылке https://t.me/mirnov с любого устройства, на котором установлен мессенджер, и присоединиться при помощи кнопки Join внизу экрана.


Комментарии (3)

Добавить комментарий

RSS-лента RSS-лента комментариев

Содержание комментариев на опубликованные материалы является мнением лиц, их написавших, и может не совпадать с мнением редакции. MIRNOV.RU не несет ответственности за содержание комментариев и оставляет за собой право удаления любого комментария без объяснения причин.

Популярное
Дневная сонливость оказалась признаком опасной болезни
Эксперимент, проведенный учеными из Соединенных Штатов, показал, что люди, которых днем частенько клонит в сон, сильнее подвержены развитию болезни Альцгеймера.
18 февраля 2018
Социологи узнали, сколько россиян готовы проголосовать за Собчак
Социологи из фонда «Общественное мнение» выяснили, сколько россиян готовы отдать свой голос за Ксению Собчак .
19 февраля 2018
Минфин выступает против прогрессивной шкалы подоходного налога
Министр финансов РФ Антон Силуанов сообщил, что возглавляемое им ведомство считает нецелесообразным введение в нашей стране прогрессивной школы НДФЛ.
17 февраля 2018
Россияне определили аутсайдера президентских выборов
ВЦИОМ выяснил, к кому из кандидатов в президенты россияне относятся с наибольшей неприязнью.
19 февраля 2018
Найден новый способ замедлить старение
Группа ученых из Португалии в ходе одного из последних исследований выяснила, что помочь в борьбе со старением может предупреждение роста нездорового числа хромосом - анеуплодии.
19 февраля 2018
Пенсии предложили повысить с 1 апреля
Минтруд предлагает с 1 апреля повысить социальные пенсии россиян.
20 февраля 2018
Загрузка...