Общественные и социальные новости
3191 | 0

У столичной рекламы появилось новое лицо

Московское правительство меняет внешний вид городской рекламы.19 августа столичные чиновники провели торги, на которых разыграли порядка 7,3 тысячи мест под наружную рекламу. Двухлетняя работа по наведению порядка в этой области городской жизни вышла на финишную прямую.

У столичной рекламы появилось новое лицо
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

О том, что рекламщикам придется значительно снизить свои аппетиты, стало ясно сразу после того, как мэром столицы был назначен Сергей Собянин. До тех пор москвичам приходилось мириться с навязчивыми логотипами крупных зарубежных концернов на крышах исторических зданий и хаотично расставленными по улицам щитами с названиями фирм помельче.

За много лет москвичи к этому привыкли - лишь иногда в прессу попадали возмущенные письма горожан, которых искренне оскорбляли латинские названия зарубежных производителей на старинных зданиях, которые давно стали символами русской истории.

Российскую государственную библиотеку имени Ленина почти двенадцать лет “украшали” огромные синие буквы - “Самсунг”. Чуть в стороне на крыше знаменитого Дома на набережной обосновался круглый логотип “Мерседеса”. А прямо под ним на первом этаже - маленький музей дома, где собраны свидетельства жизни и смерти тех его жителей, кого в конце тридцатых прямо из этих огромных квартир увозили на расстрел. Вот только про музей знают немногие и плакатов с его рекламой не найти даже на соседних улицах, а логотип модной иномарки видели все.

Бронзовому Пушкину на площади своего имени совсем не повезло - он оказался в окружении “Мартини”, “Колы” и других напитков, чьи названия никак не совместимы с высокой поэзией.

 Возможно, свежий взгляд нового мэра быстрее других увидел этот диссонанс между старым и новым. Кроме того, выяснилось, что 60 процентов рекламной продукции установлены в городе незаконно. Уже в конце 2012 года правительство объявило о новой политике в этой области. Суть реформ в двух словах сформулировал сам мэр.

“Мы приняли новые правила размещения рекламы в Москве, которые значительно ограничивают форматы, особенно в центре города. Я думаю, город станет от этого светлее и просторнее”, - сказал Сергей Собянин журналистам.

БИЗНЕС БЕЗ КОМПРОМИССОВ

Дальнейшие события развивались стремительно. Уже в январе нынешнего года Сергей Собянин присутствовал на демонтаже рекламы “Самсунга” на крыше Российской государственной библиотеки. Это был грандиозный процесс - каждая из восьми букв, сделанных из металла, оказалась высотой семь метров и весила больше тысячи килограммов. Поэтому рабочие потратили неделю, чтобы спилить этого монстра. Глава города, прибывший на место события, стал свидетелем того, как с крыши торжественно исчезла самая последняя буква.

Ничуть не легче оказалось снимать значок “Мерседеса” с Дома на набережной - диаметр звезды с тремя лучами составлял 8 метров, а вес - 6,5 тонны. Причем демонтировать эту конструкцию за свой счет, как положено по закону, рекламщики отказались. Деньги на демонтаж выделили из городской казны.

Такого в Москве больше не будет

Начав с самых крупных игроков на этом рынке, новое правительство дало понять, что ни с кем на компромисс идти не собирается. Поэтому никто особенно не удивился, что только за январь и февраль нынешнего года было снесено порядка 7 тысяч рекламных конструкций. Много ли это, точно сказать невозможно. До сих пор никто определенно не знал, сколько их в городе.

Руководитель столичного Департамента СМИ и рекламы Владимир Черников рассказывает, что до сих пор внятной политики на этом рынке просто не было.

«Все решалось на уровне личных договоренностей. Благодаря связям можно было установить рекламные конструкции где угодно, в том числе на памятниках архитектуры. Насколько это соответствует историческому облику города, никого не интересовало. Это вполне устраивало и чиновников, и самих рекламщиков», - говорит Владимир Черников.

Теперь ситуация в принципе поменяется. Благодаря новой схеме размещения рекламы городские власти решают сразу две задачи: во-первых, наводят порядок в городе, во-вторых, значительно пополняют казну.

Владимир Черников заявил журналистам, что его ведомство старается учитывать интересы владельцев растяжек и баннеров. При этом он заметил, что до сих пор в большинстве случаев городской бюджет не получал от них ни копейки.

«Мы стараемся не поломать, а сохранить рекламный бизнес, придав ему более цивилизованную и законченную форму, выгодную не только представителям бизнеса, но и самим москвичам», - заметил он. Теперь город будет разделен на 14 зон с указанием, где и какие конструкции можно разместить. По факту речь идет о сокращении объема наружного рынка рекламы почти на треть. Но при этом, по замыслу московского правительства, бюджет получит доход 10 миллиардов рублей. В прошлом году он составил всего 2 миллиарда.

Изюминка заключается в том, что на аукцион выставят лоты, которые включат в себя целый набор конструкций, то есть предприниматель приобретет не гипотетическую возможность размещения рекламы, а конкретное место для ее установки. Департамент СМИ и рекламы сам будет согласовывать все детали и формальности с ГИБДД, Москомархитектурой и другими инстанциями, которые обычно принимают участие в этом процессе. А их много: например, для того чтобы установить рекламный щит в центре города, требуется даже разрешение Федеральной службы охраны. Таким образом, “головной боли” у бизнесменов станет намного меньше.

ЕДИНЫЙ СТИЛЬ И БЕЗОПАСНОСТЬ

Московскими властями разработан единый стиль, в котором должны быть выполнены все рекламные конструкции. Для разных районов они могут быть разными. Например, вывески в центре города теперь не будут располагаться выше третьего этажа, допускается только внутренняя подсветка букв. Они должны быть не более полуметра в высоту, а в длину занимать не больше 60 процентов протяженности фасада и при этом не могут быть длиннее 10 метров. Если же вывеска расположена на фасаде исторического здания, то она должна быть не сплошной, а состоять из отдельных символов.

Особые требования теперь предъявляются к безопасности изделий, и на это есть все основания. В прошедшем июле на улице Маросейка случилось ЧП: на людей, проходивших мимо обувного магазина, неожиданно упал рекламный баннер. Отскочить в сторону никто не успел: тротуары в этом месте узкие, а конструкция была огромная - порядка 10 метров в ширину. Три человека попали в больницу.

Невеселые новости приходят и из регионов. На 14-м километре трассы А-134 в районе Воронежа рекламный щит был установлен на разделительной полосе. Почему упала конструкция, точно неизвестно, но сотрудники полиции сообщили, что она накрыла мужчину и семилетнего мальчика, которые проходили мимо. К счастью, люди остались живы.

В мае в Волгограде, недалеко от Мамаева кургана, сильный ветер свалил металлическую конструкцию, которая упала на проезжавший мимо автомобиль. Сам водитель не пострадал, но ремонт покореженной машины явно обойдется ему в копеечку.

Пока московские чиновники стараются не акцентировать внимание на таких печальных случаях. Инцидент на Маросейке - это не правило, а скорее исключение. Но тем не менее в Департаменте СМИ и рекламы все-таки напоминают, что установка металлических щитов и баннеров несет определенную опасность. И если пустить это дело на самотек, отделаться поцарапанными машинами в следующий раз может и не получиться.

 Наталья Пуртова

Фото PHOTOXPRESS

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.