Это ведь целая армия людей - более 630 тысяч человек, - которые обязаны помогать 26 миллионам граждан, уже не способных, по сути, жить самостоятельно. Вот только современное милосердие все больше превращается в услугу, за которую старики должны платить.
БЕЗ НИХ НЕ ОБОЙТИСЬ
Честно говоря, мало кто знает, какие именно обязанности выполняют социальные работники. Однако если они перестанут делать свою работу, то это сразу станет заметно.
Мне довелось общаться со многими сотрудниками Ставропольского и Шпаковского центров социального обслуживания населения. Известно, что зарплаты этой категории бюджетников должны были расти во время выполнения майских указов президента от 2012 года. Однако последние новости говорят о том, что Минтруд немного сманипулировал указаниями президента от 2012 года, в результате чего был введен новый профстандарт для социальных работников.
К ЧЕМУ ЭТО ПРИВЕЛО
Получилось так, что эта категория бюджетников не попала под указы, поэтому заработные платы остались прежними. Более того, возник ряд новых проблем, главная из которых состоит в том, что число социальных работников сократилось больше чем на 15% от запланированного показателя оптимизационной деятельности, что зафиксировано в дорожных картах. И эта информация подтверждена депутатами Госдумы.
О каком профстандарте идет речь? О том самом, в котором социальные работники стали называться работниками «бюро бытовых услуг», а также «специалистами по социальной работе». Появились новые профессии - помощники воспитателей, инвалидов и так далее, что вывело, по сути, соцработников из-под юрисдикции указов президента по повышению заработных плат бюджетникам.
Будет ли сокращение штата соцработников в 2022 году? Скорее всего, нет. В этой сфере деятельности очень большая текучка кадров. И за последние несколько лет число социальных работников резко снизилось: тяжелый труд, негативная психологическая нагрузка и невысокая заработная плата. Сегодня один работник социальной службы обслуживает порядка восьми подопечных. Это занимает огромное количество времени, и выполнять подобные обязанности за мизерный оклад никто не хочет. Если не повышать престиж этой профессии и не улучшать ее условия, то в недалеком будущем она может просто исчезнуть.
ВЫХОД ИЗ СИТУАЦИИ
Российские власти обеспокоены этой проблемой и пытаются найти решение. Хотя, по сути, этот выход лежит на поверхности - увеличить бюджетное финансирование. Однако чиновники пошли другим путем - острую проблему они решили за счет немощных - инвалидов и лиц преклонного возраста (тех, кому за 80).
В подтверждение своих выводов приведу конкретный пример. Близкий мне человек Антонина Николаевна, 93 лет, инвалид I группы, волею судьбы пережившая всех близких, попала в ситуацию полной зависимости от стороннего ухода. Она пережила голодные времена 30-х годов, оккупацию во время Великой Отечественной, послевоенный тяжелый труд и стабильную жизнь в советское время. Рано похоронила мужа (в 1982 году), воевавшего в составе 9-й гвардейской истребительной авиадивизии под командованием трижды Героя Советского Союза Александра Покрышкина, о чем любит похвастаться: «О моем муже даже в книге «Жизнь - вечный взлет» прописано!»
Пожилая женщина живет в двухкомнатной квартире, перебираться в дом престарелых категорически не желает. Основной уход за ней осуществляет старший сын, инвалид II группы. Близко проживающие родственники заняты своими проблемами и объективно не могут оказать бабе Тоне необходимую помощь.
В сентябре 2021 года Антонина Николаевна обратилась за помощью в Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Ставропольского края. Был составлен договор, определены 7 видов услуг (приготовление пищи, уборка жилого помещения, полное купание в постели, смена нательного и постельного белья, покупка за счет бабули и доставка продуктов питания, а также чистка ванны и раковины). К этим работам был применен нормативный тариф финансирования социальных услуг и имелась договоренность о посещении соцработником Антонины Николаевны два раза в неделю не более одного часа в день.
В общем, из своей пенсии баба Тоня платила центру за 8-часовые услуги соцработника 864 рубля в месяц до 1 января 2022 года, когда переехала жить в город Михайловск, поближе к правнукам.
Неоднократные обращения за помощью в Шпаковский центр социального обслуживания увенчались решением вопроса только после вмешательства одного из заместителей министра труда и социальной защиты Ставропольского края. Сотрудники соцслужбы провели новое обследование состояния бабули, согласовали набор услуг (они уменьшились на две позиции). Согласно введенному тарифу, с этого года Антонина Николаевна обязана платить за 8-часовые соцуслуги порядка 2000 рублей в месяц.
Как вам такое, читатель? Власть нам внушила, что инфляция в 2021 году составила 8,39%. Пенсию подняли на 8,6%. А тарифы на основные обязательные социальные услуги с января 2022 года министерство труда Ставропольского края увеличило в среднем на 130%.
В принципе, ни Антонина Николаевна, ни автор этой статьи не против повышения основных тарифов на соцуслуги, если полученная прибыль будет направлена на повышение заработной платы социальным работникам, непосредственным помощникам немощных. Но вряд ли это произойдет. Чиновничьи штаты ведомства раздуты и требуют дополнительных вливаний.
В договорных отношениях социальной службы с инвалидами и немощными применяются также тарифы на дополнительные социальные услуги за плату. Когда автор статьи с ними ознакомился, то был ошарашен. Судите сами: мытье 1 кв. метра пола - 33,0 рубля, мытье 1 погонного метра отопительных батарей - 55,0 рубля. Интересно, какой умник такие тарифы разработал, с какого потолка взял и какой «грамотный» руководитель их согласовал и утвердил?!
В соответствии с действующими едиными нормами трудовых затрат норма уборки помещений на одну уборщицу на 1 «квадрат» рабочего пространства должна составлять 42 секунды при выполнении влажной уборки с применением моющих растворов. В санитарных помещениях допускается норматив 82 секунды за влажную уборку 1 кв. метра поверхности.
Тот же минтруд, да и минздрав Ставропольского края уборщицам больниц, реабилитационных центров, краевого геронтологического центра применяют тариф за мытье 1 кв. метра пола не более 2,5 рубля. Налицо умышленное завышение тарифа в 13 раз.
ПОЧЕМУ ТАК ПРОИСХОДИТ?
Большинство нуждающихся в социальных услугах — это лица преклонного возраста. В советские времена они заработали просторные квартиры, а сегодня получают повышенную пенсию, становясь таким образом хорошим объектом для отъема денег.
Соцслужба, предоставив обязательные услуги за умеренную плату, предложит такому «клиенту» дополнительные услуги. Например, сделать влажную уборку во второй комнате, в зале. Немощный согласится, ему хочется, чтобы везде было чисто, без пыли, без грязи, а в конце месяца выложит кругленькую сумму за допуслуги. Одна уборка зала обойдется инвалиду в среднем в 1000 рублей, соответственно, в месяц - в 4000 рублей.
Автор статьи поинтересовался у одного из руководителей министерства труда и соцзащиты населения Ставропольского края: почему такие тарифы за дополнительные социальные услуги? Ответ гласил: тариф учитывает время в пути соцработника к подопечному.
Я не буду приводить примеры о жизни инвалидов и стариков в развитых странах. Зависть плохое чувство. На вопрос, что делать, отвечаю: рассмотреть возможность упразднения всех министерств труда и соцзащиты населения РФ с распределением освободившихся бюджетных средств среди нуждающихся.
Александр Горшенин,
г. Ставрополь.
Фото: ADOBESTOCK