ПСЕВДОАФГАНЦЫ
...Четверо добрых молодцев в камуфляже и голубых беретах распевают в вагоне метро надрывную песню о суровых буднях солдата в дальнем афганском краю, где свистят пули и злые моджахеды берут в кольцо боевых товарищей, которых все меньше и меньше.
Показалось странным, так как самым молодым бойцам, прошедшим Кандагар и Гиндукуш, сегодня за сорок. Ни один из квартета на этот возраст не тянул.
Время было полуденное, но почему-то крепкие парни были не на работе, а в метро, с гитарой. Их пивные животы и далеко не исхудалые лица, признаться, сострадания не вызывали. Но каждый опирался на палочку, старательно изображая инвалида войны, да и пели ребята с душой, в общем, деньги им давали. Средства те, как свидетельствовала табличка, предназначались для помощи семьям погибших. Однако попытка разговориться с ними о делах благородных была воспринята в штыки. Хотя, казалось, чего скрывать? Видимо, тот «запах» благотворительности был с душком.
Смотрят на этих лжеветеранов те, кому завтра служить, их родители и знакомые. Одни думают: зачем? Чтобы, вернувшись калекой, вот так же пробираться по проходу в переполненном вагоне метро? Другие, глядя на «служивого» человека, с презрением думают об армии и государстве, которое выбросило «отработанный материал» за борт жизни. Да и впрямь, неужели жалкая пенсия и железная кружка для подаяния - вот и все, на что могут рассчитывать вчерашние защитники Отечества?
КАМУФЛЯЖ КАК РЕКВИЗИТ
После войны по стране ходили тысячи демобилизовавшихся солдат, не нашедших себя в мирной жизни. Однако и тогда многие косили под «фронтовиков», как и нынешнее количество собирателей подати в камуфляже, для которых он такой же реквизит, как для «мадонны» - хныкающий младенец, «собачника» - убогий пес, а проститутки - чулки в крупную сеточку...
Как-то в ОВД привели одного такого деятеля. «В Чечне я был, в городе Кабуле. Или где? А-а! Кабул - это в Афганистане? Точно - в Грозном я был, в горячей точке», - рассуждал тот, разя застарелым перегаром. Два милиционера, за плечами которых была не одна командировка на Северный Кавказ, презрительно ухмыльнулись.
Так и выходят на промысел, не зная даже, как правильно называется страна, в которой воевал и потерял ногу-руку. Берут другим - надрывными голосами да словами, что пробирают до глубины души: «Люди, люди, посмотрите на меня, перед вами герой, о котором забыла родина! Вспомните хоть вы, хоть частичку своей доброты пожертвуйте мне на пропитание!» Или еще: «Вот так страна обращается с героями. А я за Россию кровь проливал, две ноги потерял, восемь операций и полная ампутация. По частям отрезали, пятьдесят осколков в ногах застряло и в груди...»
Да, войны последних лет перемололи в своих жерновах огромное количество мужчин. Кто-то погиб в боях, кто-то умер от ранений в госпиталях, кто-то всю жизнь носит на теле тяжелые отметины боев. Любая война - это грязь, кровь, боль, искалеченные судьбы и психологические надломы... Почет, слава и деньги - это не о них, солдатах и офицерах. Чаще - бюрократизм, непорядочность, равнодушие. Одних инвалидов-«афганцев» 28 тысяч, и многие расскажут вам о том, сколько пришлось пережить унижений после войны. Но даже боль и душевные раны толкнули на панель единицы. Тот, кто был настоящим мужчиной в бою, таким и остался в мирной жизни. Как отметил один из руководителей общественной организации «Союз ветеранов войны в Афганистане» Олег Никулин, «уверен: ни одному из нас совесть не позволит выйти с протянутой рукой. Однако дать гарантии, что среди нищих нет ни одного инвалида-«афганца», не могу. В жизни может всякое случиться. Но как-то мы взяли да и проверили таких нищих в камуфляжах. В итоге - ни одного реально воевавшего среди них не оказалось».
Сотрудники Комитета солдатских матерей не раз отмечали, что, встречая на улицах городов и в метро попрошаек в военной форме, не раз предлагали свою помощь, давали визитные карточки с просьбой позвонить и поделиться заботами. Однако визиток никто не брал. Предпочитали вообще не разговаривать и быстро исчезнуть. Вывод напрашивался сам собой: эти люди - совсем не те, за кого себя выдают.
ОТКУДА УВЕЧЬЯ?
Кто же эти «камуфляженные», которые, сидя в колясках, рассказывают страшилки о том, как служили и воевали, стали калеками, а родная страна, чьи интересы они защищали, не может обеспечить нормального лечения и дальнейшей реабилитации?
Да, среди них есть настоящие инвалиды, только свои увечья они получили не на поле боя, а в быту. Как-то на северо-востоке столицы милиция привлекла к административной ответственности попрошайку, который выдавал себя за бывшего участника боевых действий. И вот что выяснилось.
Некий Александр Прохоров приехал в столицу из Вологодской области по приглашению дальних родственников, обещавших его трудоустроить. Левую ногу у него ампутировали после того, как он, будучи в сильном опьянении, заночевал зимним декабрьским вечером на улице. В армии Прохоров не служил. Предприимчивые же родственники недолго думая пристроили его собирать милостыню, чем он и занимался продолжительное время. Естественно, в камуфляже.
«ГЕНЕРАЛЫ», «ДЕПУТАТЫ», «ПРОКУРОРЫ»
Работая над материалом, разговорился на эту тему с коллегой. Тот подсказал: «Не забудь о липовых генералах и адмиралах. Тоже ведь ряженые...»
Посмотрел статистику МВД: еще недавно по России бродили шесть тысяч мошенников, выдающих себя за «генералов» и «адмиралов». Некоторые попали в ловко расставленные правоохранительные капканы, и при каждом задержании силовики традиционно слышат от этих наглых и циничных господ все мыслимые угрозы.
- Эти мошенники довольно крепко входят в свою роль, - отметили в УВД по ЦАО, оперативникам которого совместно с ФСБ России не раз приходилось разоблачать проходимцев в лампасах. - В Москве таких случаев немало - «генералы», «депутаты», «прокуроры»... Могут назанимать денег или взять плату за какие-нибудь услуги, пользуясь своей ксивой. Их задерживаешь, а они тебя еще и «увольнять» начинают...
Эти ряженые питают какую-то патологическую страсть к погонам, на которых чем больше звезд, тем лучше. Сами создают какие-то мифические силовые структуры - только в Москве до последнего времени было 17 липовых «геройских» ассоциаций, - сами присваивают себе высокие воинские звания и щедро отмечают свой «ратный труд» орденами и медалями. За приличный куш готовы «организовать» вручение любой награды, вплоть до Звезды Героя России, посулить «высокий пост», помочь «выйти» на нужного человека. Оперативники могут рассказать много занимательных историй из жизни ряженых генералов, которые очаровывают бизнесменов бреднями о своих могущественных связях и выманивают у них огромные деньги под «выгодные проекты». Впору снимать сериал о современных проходимцах, повторяющих похождения главного героя гоголевского «Ревизора».
Дошло до того, что в святой праздник Великой Победы ряженые без всякого стеснения играют роль героев. На трибунах Красной площади во время парадов люди, бессовестно приписывающие себе незаслуженные почести, отдают фальшивую честь проходящим под знаменами воинам. Многим памятны фотографии странной женщины, которая находилась на трибуне Красной площади в мундире генерал-майора с двумя золотыми звездами на кителе - Героя Советского Союза и Героя Социалистического Труда. На генеральском кителе еще одного ряженого клоуна теснились две Звезды Героя Советского Союза и Звезда Героя Социалистического Труда, а также семь орденов Ленина. Люди с высшими ратной и трудовой наградами были наперечет в СССР, а ныне их не осталось ни одного.
КТО ЗАСТАВИТ СНЯТЬ ФОРМУ?
Уместен вопрос: как эти ряженые, увешанные непонятными знаками и медалями, попадают на трибуны Красной площади, о чем многие настоящие фронтовики не могут даже мечтать? Наверняка представительствуют от ветеранских организаций, в которых каким-то образом состоят на учете, и, следовательно, пользуются всеми льготами.
Вряд ли стоит призывать к совести забуревших во лжи «ветеранов». Очевидно, косить под них будет еще не одно поколение. Вот и подумалось: почему бы военному ведомству, организациям ветеранов, афганцев, участников других боевых действий не сказать твердое «нет» тем, кто позорит службу и форму. Да, они не смогут, например, запретить калекам просить милостыню, но заставить снять их форму и атрибутику в силах. Возможности для этого есть.
Ведь как поступила Русская православная церковь, когда ряженые в рясах заполонили вагоны метро и переходы? В августе 2000 года Архиерейский собор РПЦ вынес специальное определение: «В условиях, когда священнические и монашеские одежды подчас используются мошенниками, собор счел недопустимым сбор пожертвований священнослужителями и монашествующими в публичных местах...» За документом последовали реальные меры. Многие ли сегодня видят ряженых в рясах? Чем не результат?
Владимир Гондусов
На снимке вверху: Ряженая женщина-полковник на трибуне у Кремля
Фото Комсомольская правда/PHOTOXPRESS.RU, С. Ермохин/PHOTOXPRESS.RU