Общественные и социальные новости
4358 | 0

Скорая помощь пойдет на «таран»?

Скорая помощь пойдет на «таран»?
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Подготовлены новые поправки в закон о деятельности экстренных служб - предполагается снять юридическую и материальную ответственность с водителей данных служб за повреждение частных автомобилей.

Поправки обсудили на днях в Общественной палате РФ. Как отметили сами представители скорой помощи и пожарные, на данный момент в судебной практике почти все решения выносятся в пользу частных владельцев автомобилей.

Так, если скорой или пожарной машине не уступают дорогу, в случае столкновения виновными все равно признаются водители машин экстренных служб. «Потому что они не удостоверились, что им уступают дорогу. У нас хорошо защищено население, но абсолютно не защищены те, кто осуществляет спасение населения. В итоге мы попадаем в замкнутый круг», - заявили представители пожарной охраны в Общественной палате.

Новые поправки в закон снимают с водителей машин экстренных служб любую материальную и юридическую ответственность за ДТП (сегодня штрафы оплачивают сами водители из своего кармана). Закон отменяет для них штрафы за неправильную парковку, как и просто плату за парковку.

Новый закон также разрешает водителям экстренных служб превышать скорость и совершать другие нарушения правил дорожного движения.

Но самый спорный пункт в новом законе - о праве экстренных служб на «таран» автомобилей, мешающих проехать к месту ЧС. Причем под ЧС понимается как пожар, так и вызов скорой, если имеется угроза жизни пациенту.

«Мы машин тогда не накупимся, у нас машины все новые, и если мы их будем бить, то замучаемся восстанавливать, - не согласились с предложениями законодателей представители скорой помощи. - Допустим, бабушка звонит: ее внук трех лет упал, разбил нос, течет кровь, она в трансе и не может дать объективную оценку. Мы раздвинем все эти автомобили, а потом нас обвинят в том, что никакой угрозы жизни не было. Как будем решать этот вопрос?»

С такой же осторожностью к инициативе законодателей относятся и в МЧС. Экстренные службы говорят, что новый закон ставит их «между двух огней» - не передавишь легковые машины, обвинят в гибели людей на пожаре. Передавишь, а потом окажется, что никакой угрозы жизни не было, просто во дворе многоэтажки загорелся мусорный бак.

«Мы с судами с населением замучаемся, - опасаются пожарные. - Будет много мошенничеств, каждый будет считать своим долгом написать, что ему машину повредили».

Кроме того, новый закон не дает ответа на самый главный вопрос - кто будет выплачивать компенсации владельцам поврежденных автомобилей в том случае, если «таран» будет признан правомерным?

«Во дворах реально стоят машины с двух сторон, это «елка», и если поедет пожарная машина, то просто их всех сгребет», - переживают пожарные.

Недавно такое было в Химках - в результате изуродованы порядка десяти автомобилей, и они не подлежат восстановлению. Пожарная машина в отличие от скорой относится к грузовому транспорту и причинить повреждения легковым машинам может весьма значительные.

Сегодняшнее законодательство вопрос с компенсациями решает просто - компенсацию пострадавшему выплачивает страховая компания.

Зампредседателя комиссии ОП РФ по безопасности, лидер общественного движения «СтопХам» Дмитрий Чугунов изменения в закон полностью поддерживает и приводит в пример страны Запада: там машины в случае ЧС «разгребают», не задумываясь. Правда, на Западе за повреждения положена компенсация от страховой компании.

У нас в России одно из предложений - ввести в новый закон пункт об отмене компенсаций: сам припарковался в неправильном месте, значит, сам и виноват.

Философия россиянина - «мне все должны», жалуется Чугунов: «Жители приходят и говорят - мне должны! И вы их не переубедите. Вот водители экстренных служб и не хотят рисковать, кого-то раздвигать. В Европе не стоит вопрос, спасать машину или жизнь».

В России ответ на этот вопрос пока не найден. И почему мы всегда ищем виноватого? Разве нельзя продумать такое решение развития транспортной сети, чтобы автовладельцы не становились врагами пешеходов и спецтранспорта. В ближайшее время поиском ответа займется созданная в Госдуме рабочая группа.

 

 

 

Автоюрист, адвокат Сергей Образцов:

- В описываемых случаях на компенсацию автовладелец может рассчитывать, только если его машина была застрахована по КАСКО. Если же у него ОСАГО, то никаких выплат не производится - ОСАГО предусматривает выплаты только при ДТП, то есть в случае непреднамеренного повреждения транспортного средства.

При преднамеренном «таране» автомобиля есть только один способ компенсировать ущерб - обратиться с заявлением в полицию с требованием возбудить уголовное дело. Намеренное повреждение чужого имущества - это статья 167 УК РФ, предусматривающая материальную компенсацию пострадавшему со стороны виновного лица.

Сегодня автовладельцы, чьи машины в ходе целенаправленных действий повредила техника государственных служб, почти всегда выигрывают в судах и получают компенсацию от этих служб, а не от страховой компании. Собственно, чтобы не выплачивать никаких компенсаций, сейчас Госдума и собирается принять новый закон.

При этом пожарные службы, МЧС, скорая имеют все возможности застраховать имущество тех, кого они собираются таранить. Для этого им надо застраховать свои собственные машины так называемым расширенным ОСАГО: стоимость такой страховки увеличивается всего на тысячу рублей, а суммы выплат - до миллиона рублей. Здесь уже не имеет значения, была ли чужая машина повреждена намеренно или случайно.

Другое дело, что в случае принятия нового закона страховые компании, скорее всего, откажут специальным службам в расширенном ОСАГО. Ведь машины они собираются таранить намеренно. Сколько будет пострадавших автовладельцев? Страховщики могут опасаться больших убытков.

Вывод такой: если примут новый закон, то пострадавшие автовладельцы лишатся возможности получить компенсацию в суде. Зато обладатели КАСКО по-прежнему смогут рассчитывать на выплаты от страховых компаний. Однако застраховать машину по КАСКО у нас в стране могут далеко не все, например: автовладельцу могут отказать в КАСКО, если его машина старше пяти лет.

Таким образом, Россия станет единственной европейской страной, где государство отказывается компенсировать ущерб, причиненный автовладельцам в ходе ликвидации ЧС.

Аделаида Сигида.

ТАСС/Интерпресс/

С. Куликов, И.Питалев.

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.