Общественные и социальные новости
2791 | 0

Штрафы растут. Аварийность тоже

Штрафы растут. Аварийность тоже
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

С 1 сентября ужесточаются санкции за нарушения Правил дорожного движения. Это во-первых. Во-вторых, в законодательство возвращено понятие предельно допустимой концентрации алкоголя. «Мир новостей» попытался выяснить, станет ли от этого ситуация на дорогах безопаснее.

 Свершилось! Доводы здравого смысла услышаны законодателями. При обнаружении в крови водителя сотых долей промилле спирта его больше нельзя будет лишить прав, как в последние три года. Отныне административная ответственность за управление машиной в состоянии опьянения наступает только в том случае, если концентрация спирта превышает 0,16 мг на литр выдыхаемого воздуха. Кодекс определяет эту величину как «возможную суммарную погрешность измерений». Она примерно соответствует содержанию алкоголя в крови в количестве 0,35 г на литр, то есть 0,35 промилле. (Это даже больше, чем было прежде: до введения «абсолютного нуля» предел составлял 0,3 промилле.)

Однако предельная концентрация - это скорее техническая деталь, адресованная тем, кто проводит измерения. Она упрощает разделение водителей на трезвых и пьяных. Подумайте, что будет, если вы примете то количество, которое, по вашим подсчетам, позволяет уложиться в «норматив» (скажем, бутылку пива или рюмку водки), а прибор добавит к вашим промилле свою погрешность? Я вам скажу, что будет: вас лишат прав и одновременно оштрафуют на крупную сумму (раньше такого двойного наказания не было).

НОВЫЕ «ТАРИФЫ» ОТ ДПС

Несколько резонансных ДТП, в которых пьяные водители давили пешеходов как мух или таранили авто, в которых сидели известные люди, похоже, произвели впечатление на законодателей. И хотя срок лишения прав за пьяную езду остался прежним - полтора-два года, но, повторюсь, водителю еще и выпишут штраф 30 тысяч руб­лей. Точно такое же наказание предусмотрено за передачу руля пьяному, за отказ от медосвидетельствования и за употребление спиртного после ДТП, но до продувки.

Если же окажется, что прав у пьяного водителя и так нет, то его арестуют на срок до 15 суток. Тот, кто попадется повторно (то есть в течение года после окончания предыдущего срока лишения), лишится прав уже на три года и будет оштрафован на 50 тысяч!

Вдобавок срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения, связанные с пьяной ездой, увеличен с трех месяцев до года. Затягивание дела теперь вряд ли поможет избежать наказания.

Суровые наказания для «повторников» будут применяться намного шире. Например, за повторный проезд на красный свет начнут штрафовать на 5000 рублей или лишать прав на 4-6 месяцев.

ШТРАФЫ И АВАРИЙНОСТЬ

Ответственность для водителей ужесточают из года в год. Казалось бы, это должно благотворно сказаться на дорожной обстановке. По крайней мере, юристы-практики преследуют именно такие цели. К сожалению, по данным ГИБДД, в прошлом году на дорогах страны погибли почти 28 тысяч человек - на 5% больше, чем в 2010-м, когда аварийность достигала минимума. И это несмотря на то, что повышение штрафов продолжалось.

Бывалый водитель скажет: аварийность растет на фоне прироста автопарка. Но однозначных оценок тут нет. Там, где много автомобилей, скорости падают. Чем ниже скорость, тем меньше тяжесть последствий в случае ДТП, а в приведенной статистике учитываются именно серьезные аварии - с пострадавшими.

Надо учитывать и другие факторы. В конце 2007 года бензин стоил 19-20 рублей, а весной 2008-го он резко подорожал, с ходу перейдя психологический барьер в один доллар за литр. Волей-неволей многие стали ездить меньше. Попутно дорожали и запчасти, и сами машины. Почему же не прослеживается четкой взаимосвязи между ужесточением санкций и снижением аварийности? Валерий Козлов, доктор медицинских наук, профессор, эксперт по «человеческому фактору», автор книги «Психологические правила безопасного вождения», объясняет:

- Да, в последние годы наказания для водителей постоянно ужесточались, но система обучения при этом не менялась. У нас принято технократическое понимание причин ДТП (не справился с управлением, нарушил правила). Поэтому в качестве мер для снижения аварийности предлагается ужесточение наказаний. Это однобокий подход, не дающий желаемого результата. Большинство попавших в ДТП не были злостными нарушителями. Их просто не научили предусмотрительно управлять машиной. Не научили думать на дороге!

По мнению Козлова, система подготовки водителей должна принципиально измениться. Программа устарела. Ее зачем-то усложняют, добавляя упражнений на площадке (в основном связанных с ездой задним ходом). Тем самым на обучение навыкам езды в реальных условиях времени остается меньше.

Надежный водитель - не тот, кто овладел мастерством управления машиной в экстремальных условиях, а тот, кто обладает культурой вождения, интеллектом.

КАК ПРАВИЛЬНО «ДУТЬ В ТРУБОЧКУ»?

По мнению бывшего испытателя автомобилей, а ныне журналиста Юрия Гейко, автора многих книг для автомобилистов и радиоведущего, в грядущих изменениях все же больше плюсов, чем минусов:

- Штрафы должны были повыситься, от этого никуда не деться. Человек за рулем должен нести огромную ответственность.

По словам Гейко, если учесть рост автопарка, то за последние 20 лет ездить у нас в стране стало в 4,5 раза безопаснее. Теперь же, когда штрафы стали чувствительными даже для состоятельных людей (это общемировая практика), начинается новая водительская эра: есть все предпосылки для того, чтобы перестали нарушать даже те, кто «не может не нарушать».

Отмена «абсолютного нуля» - тоже несомненный плюс. Остается вопрос: как избежать злоупотреблений со стороны полицейских?

По мнению Юрия Гейко, водители для этого должны усвоить два правила. Первое - не нарушать.

Второе - изучать законы. При таких штрафах жизненно необходимо знать права и обязанности. Причем не только свои, но и инспектора. Если вы в ответ на предложение инспектора «дунуть в трубочку» вежливо попросите его сначала составить акт об отстранении вас от управления в присутствии двух понятых и предупредите, что вы абсолютно трезвы, так что в случае чего обязательно потребуете повторной продувки через 20 минут (по закону!) и проведения медицинской экспертизы, инспектор, скорее всего, вас отпустит. Обратите также внимание на то, что мундштук, в который вы будете дуть, вам должны дать в запечатанном виде. И попросите сделать контрольную продувку.

А как быть, если инспектор все же составил протокол?

- Есть два пути, - говорит адвокат Ирина Нафтаева, специализирующаяся на «автоделах», - обжаловать можно либо у начальства этого инспектора, либо в суде.

Хорошо, если в машине есть пассажиры - не забудьте указать этих свидетелей в протоколе. Очень полезная вещь - видеорегистратор. Как правило, противной стороне сложно добиться того, чтобы эту запись в суде не принимали во внимание.

Александр Котов

Фото FOTOBANK.COM

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.