Общественные и социальные новости
2038 | 0

Школьников вернут к станку и швейной машинке

Школьников вернут к станку и швейной машинке
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Школьные уроки труда хотят вернуть в число обязательных. Чему на них будут обучать, эксперты никак не договорятся.

Общественная палата РФ направила в Минобрнауки России рекомендации по включению предмета «Технология» (бывший «Труд») в число обязательных для изучения.

По словам председателя жюри Всероссийской олимпиады школьников по технологии, доктора физико-математических наук Юрия Хотунцева, аналогичные уроки проходят в школах Европы, США, Израиля и других стран. «Я участвовал в конференции стран Азиатского региона, где живут 2 млрд человек, и везде есть такой предмет!» - уверяет Юрий Хотунцев.

Судьба предмета сложилась незавидным образом: в 2000 году ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов заявил о том, что технология - псевдопредмет и от него надо избавляться. Вначале вместо трех часов в неделю, которые отводились в СССР на уроки труда, технологии выделили один час. Потом ее и вовсе убрали из обязательной программы 9-11-х классов. В ряде школ технология выпала даже из числа предметов по выбору - учителя имели такую низкую нагрузку, что просто уволились.

Общественная палата предлагает реанимировать старые советские стандарты и даже переплюнуть их. Девочки будут шить не просто юбки, а национальную одежду. Не просто варить щи, а готовить национальную еду (скорее всего, такой едой те же самые щи и окажутся).

По мнению авторов проекта, возвращение в школы труда поможет стране в подготовке инженерно-технических кадров. «Это не только основа будущей самостоятельности детей, но и возможность познакомиться с рабочими профессиями», - уверен член Комиссии ОП РФ по развитию науки и образования Роман Дощинский.

Также труд поможет поднять сельское хозяйство, считает он и вспоминает, как российские дети скрестили картошку с помидорами и назвали ее томатошкой. Дело хорошее. Но пока томатошка  не помогла России в импортозамещении, никто и никогда не видел эту томатошку на прилавках магазинов. Да, похоже, и не увидит.

Ясно одно - прежним труду уже не быть. Инновации не обойдут его стороной. Однако учитель информатики и труда Глеб Мочалов считает инновации вредными для школы: «Сейчас это очень модно - давайте в школах обучать нанотехнологиям! Главная фишка сегодня в школах на уроках технологии - 3D-принтеры. На них просто помешались! В пятом классе школьники сидят и обсуждают, как посадить абстрактный спутник на какой-то абстрактный пункт в космосе».

Профессор Галина Пичугина, главный редактор журнала «Школа и производство», от инноваций в школах тоже не в восторге: «Недавно учитель одной из московских школ предложил мне такую статью: «Инновационное обучение по изготовлению гречневой каши». Я читаю: что там за инновации? Оказывается, на инновационных уроках девочки вначале сидят и десять минут смотрят на картину Шишкина «Рожь». Затем слушают песню «Поле, русское поле!», а в остальном то же самое, как при варке обычной гречневой каши».

Так что же привьет современным школьникам любовь к труду? Валерий Балтян, исполнительный  директор МГТУ им. Н. Э. Баумана, приводит в пример свою биографию: «Я оканчивал школу в 1963 году и три раза в неделю ходил на завод. Потом шесть дней в неделю работал и три дня учился. А теперь даже сам термин «начальное проф-образование» пропал в законе! Осталось только среднее».

Может, современных школьников действительно отправить на завод? Пусть два дня работают, три дня учатся в школе? А там, глядишь, и ракеты полетят, и танки поедут.

Вот только где те заводы? «Мы проводили опросы работодателей: кого они готовы взять рабочими на завод? - рассказывает профессор Федерального института развития образования Владимир Блинов. - Требования у них такие - это должен быть мужчина 25-35 лет, с опытом работы, женатый, с квартирой».

Единственное, что может изменить возвращение «советского» труда в школы, говорят скептики, так это ситуацию с поступлением в институты. То есть еще больше снизит уровень абитуриентов на ряде направлений. Логика простая: инженерные вузы включат ЕГЭ по технологии в число вступительных экзаменов. А сдать ЕГЭ по технологии и, например, по физике - это, согласитесь, не одно и то же. Первый осилит даже закоренелый троечник.

Аделаида Сигида

Фото PHOTOXPRESS

 

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.