Проблемы семьи и воспитания
2848 | 0

Школьная драма: почему подростки травят одноклассников?

Каждый второй российский ребенок сталкивается с травлей в школе.

Школьная драма: почему подростки травят одноклассников?
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Буллинг как явление давно вошел в нашу жизнь. Об этом еще в советское время сняли фильм «Чучело». Сейчас время нервное, неспокойное, агрессия в обществе зашкаливает, и это не может не отражаться на поведении как школьников, так и учителей.

Несколько вопиющих случаев стали достоянием общественности в течение одной недели.

Мать 14-летнего Савелия из Иркутской области подала в суд на школу за бездействие в ситуации школьного буллинга и неоказание ее сыну первой помощи. Кто-то из одноклассников резко захлопнул дверь, на косяке которой были пальцы мальчика. Одну фалангу оторвало. Одноклассники, которые и до этого травили мальчика, начали смеяться, издеваться и делать видео и фотки для соцсетей. По оторванной части пальца одноклассники потоптались в обуви. Из-за грязи на оторванной фаланге, а также из-за неоказания вовремя первой помощи палец пришить не удалось.

Мать парня хочет наказать школу за равнодушие и бездействие.

Еще более аморальная история произошла в Архангельской области. Там учительница невзлюбила одного из старшеклассников. Она просто сыпала оскорблениями, тем самым подталкивая других учеников травить парня. А вскоре создала в одном из мессенджеров отдельный чат, где позволяла одноклассникам писать про парня гадости и всячески оскорблять его.

Мать юноши обратилась в суд. Но прекратит ли учительница после судебного решения свои нападки на юношу или так и будет отравлять ему жизнь? Случай, конечно, вопиющий, но куда смотрели модераторы соцсети? Почему за рубежом неугодный контент сразу забанят, а пользователя могут и вовсе отлучить от соцсети?

Причины буллинга кроются в следующем: борьба за лидерство, столкновение разных взглядов и неумение толерантно относиться к ним, наличие у жертвы физических изъянов, зависть.

Кто чаще всего выступает в роли жертвы? Как правило, это ребенок, который не может выстраивать личные границы и защищаться от нападок, боится дать отпор в страхе еще большего наказания, привыкает терпеть насилие по отношению к себе. Нередко это выходцы из неблагополучных семей, где процветает физическое и психологическое насилие, где ребенок недолюблен.

Удивительно, но и зачинщики чаще всего из таких же дисфункциональных семей, но в отличие от жертвы, которая перенимает черты слабой стороны домашнего конфликта (например, бессловесной матери), агрессор ассоциирует себя с сильной стороной.

Социологические исследования, посвященные буллингу и уровню агрессии среди подростков, проводятся с завидной регулярностью. Но это ничего не меняет. Причина - на законодательном уровне такого понятия, как буллинг, просто нет. А нету тела - нету дела.

Школьных психологов не хватает. Учителя же так загружены работой и отчетностью, что им не до буллинга в классе. Еще в 2019 году Казанским федеральным университетом было проведено исследование, которое показало, что дети по 10-балльной шкале оценивают уровень травли и агрессии в школах на 7-8 баллов, а их учителя - лишь на 3-4 балла. Для сравнения: в Швейцарии учителя дают оценку уровню травли в их школах на 8-9 баллов, а дети - лишь на 3-5 баллов.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

Как бороться с буллингом

1. Не игнорировать. Если ребенок говорит вам, что в школе его травят, нельзя ждать, «что все рассосется само», или говорить детям: «не обращай внимания». Доверие ребенка к родителю как к защитнику будет подорвано, а ситуация с буллингом в школе будет усугубляться. Нужно убедить сына или дочь, что вы на его (ее) стороне.

2. Спокойно поговорить, узнать все подробности: имена обидчиков, причину травли, обстоятельства. Затем родителю нужно обратиться к классному руководителю или директору школы и рассказать о ситуации, потребовать привлечь к разруливанию конфликта школьного психолога и провести воспитательные беседы с зачинщиками травли, с их родителями. Были случаи, когда учитель проводил классный час с остальными учениками (без агрессоров и без жертвы), говорил о том, как травля унижает и того, кто травит, и того, кто оказывается в ситуации жертвы, добивался морального осуждения такой ситуации от большинства учеников класса. После этого буллинг прекращался: агрессоров просто переставали поддерживать.

3. Найти дополнительное занятие ребенку. Это может быть любой кружок в зависимости от его увлечений. Во-первых, если в классе нет друзей, есть вероятность завести друзей в кружке или спортивной секции. Во-вторых, любой успех, любой новый навык повышает самооценку. А это то, что сейчас очень нужно жертве травли.

4. Обратитесь к детскому психологу. Специалист поможет сформировать стратегию разговора с обидчиками и психологической самозащиты в условиях конфликта.

5. Если ничего не помогает, остается радикальный шаг - сменить школу.

Ольга Поплавская.

Фото: ADOBE STOCK

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.