И почему для развития эмоционального интеллекта и осознанности важно вместе смотреть мультфильмы, кино и читать хорошие книжки.

Чтобы помочь детям понять такие важные понятия, как «добро» и «зло», а также разницу между хорошим и плохим, психолог Юлия Подгорнова предлагает родителям или бабушкам-дедушкам начать с обсуждения сказок. Это может стать первым шагом к формированию у ребенка правильных жизненных ценностей. Однако, с точки зрения специалистов, не следует ограничиваться только литературными примерами. Важно также использовать ситуации из жизни для более глубокого понимания. Иногда детям сложно понять какие-то ситуации из мультфильмов или фильмов, поэтому нужно чаще быть рядом и отвечать на вопросы ребенка, если они возникнут, обсуждать, кто из героев прав, а кто нет, кто - добрый и справедливый, а кто - не очень.
Народные сказки помогают детям усваивать культурные нормы и моральные уроки своего народа, которые передаются из поколения в поколение. Сказки других культур, такие как немецкие (в сказках братьев Гримм порой такие ужасы - это сборник историй средневековья Европы, когда реально детей в лес отводили, бросали) или скандинавские, могут иметь свои особенности, что также стоит учитывать при выборе материалов для чтения.
Когда ребенок достигает младшего школьного возраста, родители должны активно делиться своими взглядами на различные события и объяснять ему, какие действия являются приемлемыми, а какие нет. Это поможет малышу осознанно подходить к оценке окружающего мира, людей и вести себя в соответствии с общепринятыми нормами в обществе.
Никакого врожденного понятия о добре и зле у маленьких детей вообще нет. Это доказали эксперименты психологов. В детском саду детям показывали с помощью игрушек две модели поведения: один кукольный герой защищал другие игрушки от злодея, а другой, злодей, нападал на другие игрушки и вообще вел себя асоциально. Мнения детей в детском саду, кто из них хороший, кто плохой, разделились 50 на 50. Многие были не прочь примерить на себя роль «злодея», потому что он «активный» и ему «не скучно». Так что воспитывать и объяснять такие вещи во избежание асоциального поведения в будущем надо с детства.
С подростками подход к обсуждению понятий добра и зла требует большей гибкости. Подгорнова утверждает, что простого чтения сказки будет недостаточно, необходимо обсудить сложные темы и реальные жизненные ситуации. Многие родители стремятся оградить своих детей от негативных новостей, что может привести к неправильному восприятию реальности. Не надо ограждать подростков, к примеру, от новостей о том, что очередные подростки по указанию украинских спецслужб подожгли релейный шкаф или разносили наркотики, или новостей о нападении сверстника на одноклассников с ножом. Но тут важно не навязывать свое мнение с ходу. С подростком диалог нужно вести в форме вопросов «А ты как думаешь? А ты как считаешь?» и открытого обсуждения, обмена мнениями.
Такой подход помогает детям сформировать критическое мышление и научиться самостоятельно принимать решения на основе понимания добра и зла.
Яна Полянская
Фото: LEGION-MEDIA