Общественные и социальные новости
2202 | 0

Президент Путин и депутаты Госдумы озаботились качеством преподавания русского языка в школах

Президент Путин и депутаты Госдумы озаботились качеством преподавания русского языка в школах
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Президент России Владимир Путин и депутаты Госдумы РФ озаботились качеством преподавания русского языка в школах.

Результаты недавнего ЕГЭ по русскому языку опечалили не только Рособрнадзор и Минобрнауки РФ, но и президента России Владимира Путина. Еще бы - в 15 регионах нашей страны от 20 до 30% выпускников еле набрали минимальный балл, его уровень пришлось снизить на 12 пунктов, чтобы не получить армию второгодников к началу сентября 2014-го.

На заседании Совета по межнациональным отношениям глава государства рекомендовал представителям органов федеральной исполнительной власти воспринимать случившееся как повод задуматься о качестве преподавания в системе среднего общего образования и о содержании школьных программ: «Сейчас плохо и с обучением, и с мотивацией к изучению русского языка».

На эти наблюдения и предложения молниеносно отреагировали парламентарии - депутаты Госдумы РФ Ирина Яровая и Любовь Духанина обвинили в оболванивании российских школьников... американцев. Оказывается, их некоммерческие организации потратили на «извращение» наших учебников колоссальные суммы: 7,6 млрд руб. в 2010 году и 29 млрд в 2013-м.

«Траты выросли в разы, воздействие перешло в военную фазу. Мы одну дыру в учебниках залатаем, как тут же наталкиваемся на другую», - пожаловалась участникам круглого стола по вопросам современного образования в области русского языка и литературы - членам Общественной палаты РФ - госпожа Яровая. А зампред Комитета Госдумы РФ по науке и образованию Любовь Духанина продолжила ее мысль: «Школьники сегодня читают слишком много и зачастую совсем не то, что надо. Нужны произведения, которые содержат культурный код и национальную идентичность».

Робких замечаний экспертов о том, что из программ филфаков в педагогических вузах России исчезли старославянский язык и народное творчество, в три раза сократилось количество часов литературы в школе, дети разучились писать изложения и сочинения, депутаты не услышали.

Парламентарии и чиновники Минобрнауки РФ намерены создать единые учебники по русскому языку и литературе. Дескать, перепишем - вмиг ликвидируем всеобщую неграмотность и подправим статистику ЕГЭ.

До чего же все-таки нестандартно мыслят люди власти! «Блеск!» - как выразилась бы героиня романа «Двенадцать стульев» Эллочка-людоедка. Кстати, эту особу «Мир новостей» уже вспоминал год назад в статье «Язык до кризиса доведет». Специалисты кафедры общего языкознания Санкт-Петербургского государственного университета рассказали нашей газете о своем эксперименте. Ученые фиксировали речевые дни людей из разных социальных групп. Записывали их на диктофон. И выяснилось, что даже вузовские педагоги используют в течение суток не более 300 слов. Нынче лексикон среднестатистического россиянина не сильно отличается от словарного запаса Эллочки Щукиной. И учебники тут ни при чем.

«Мы исключаем из школьных программ и из собственной жизни устную речь, - говорит доктор филологических наук, заведующая кафедрой теории и практики массовых коммуникаций Алтайского университета Елена Лукашевич. - Убрали из расписаний «лишние» часы по русскому языку и литературе в пользу занятий физкультурой, не учим детей практическому владению русским языком, свели образовательный процесс к подготовке к ЕГЭ и безликому тестированию. Зациклились на орфографии и пунктуации и совсем забыли о культуре общения, различных видах коммуникации. Не надо переписывать учебники. Они хороши. В них есть интересные научные блоки, темы, касающиеся развития речи. Профессионалы ими довольны. Что мы бросаемся из крайности в крайность? То запрещаем мат, то боремся с заимствованными словами. Очередные программы, акции и большие расходы ничего не дадут. Русским языком нельзя заниматься эпизодически. Проблема в том, что он перестал быть государственной ценностью, но его используют как средство воздействия и манипуляции. Он нуждается в уважении и сохранении. Дети должны слышать из уст политиков, общественных деятелей, артистов, режиссеров, журналистов грамотную речь, а этого нет. Школьники нуждаются в образцах - носителях языка, но не в новых методичках».

Анна Бессарабова

Фото PHOTOXPRESS

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.