20 июня началась вступительная кампания в российские вузы.

Государство выделяет все больше бюджетных мест, в том числе и под инженерные специальности, но в этом году, как и в прошлом, высшая школа может столкнуться с нехваткой абитуриентов-технарей.
Министерство науки и высшего образования РФ выделило на предстоящий учебный год 620 278 бюджетных мест в вузах - больше на 32 тысячи по сравнению с предыдущим годом. Из всех бюджетных мест порядка 246 тысяч (на 1056 мест больше по сравнению с 2022/23 учебным годом) отданы под обучение инженерным, технологическим и техническим наукам. Такое внимание к ним со стороны образовательного ведомства вполне понятно: условия, в которых сегодня находится Россия, требуют разработки и создания новых прорывных технологий внутри страны, а для достижения этих целей необходимо увеличить число квалифицированных инженерных кадров.
Но заполнятся ли бюджетные места? После окончания приемной кампании в августе-сентябре 2022 года многие и особенно региональные вузы столкнулись с тем, что часть бюджетных мест в них оказалась незанятой. Было множество объявлений о допнаборе студентов на такие направления, как «Химическая технология», «Металлургия», «Горное дело», «Фундаментальная и прикладная физика», «Машиностроение». Где-то свободных мест была пара десятков, где-то - несколько сотен. Доктор технических наук Евгений Белый год назад писал в своем телеграм-канале «Наука и университеты»: «Будущим инженерам в 2022 году выделено более 251 тысячи бюджетных мест. Но для поступления на техническое направление нужно сдать профильную математику. По данным Рособрнадзора, ЕГЭ по профильной математике в 2022 году сдали с достаточным для поступления баллом 240 тысяч человек. В это число входили не только те, кто планирует стать инженером, но и те, у кого в планах поступление на другие направления. К примеру, на программы подготовки учителей математики и информатики, экономические направления и др. Поэтому на технические специальности дефицит абитуриентов ожидается серьезный, и выпускники прошлых лет его не закроют». В региональные университеты на инженерные и технические направления в прошлом году можно было поступить с очень низкими баллами ЕГЭ. Но даже это не позволило закрыть все бюджетные места. Выпускники просто боятся сдавать физику и математику: понимают, что у них недостаточно знаний для приличных результатов ЕГЭ.
В школах к одним из самых сложных экзаменов готовят слабо. Нет, есть у нас отличные специалисты, но они уходят работать в другие сферы, где совсем другие зарплаты. Есть, конечно, энтузиасты и в обычных школах, но, как правило, всерьез физикой занимаются до 8-го класса, потом начинается деление по профилям, где точные науки оттесняют обществознание и иностранные языки.
Получается, будущих инженеров вузам придется делать из условных троечников - тех, кто выбрал эти направления из-за маленького конкурса и низкого проходного балла. «Те, кто в этом году придет учиться на технические специальности, едва преодолев пороги на ЕГЭ, наверное, должны учиться не в вузах, а в колледжах. А избыточные бюджетные места с технических направлений лучше передать на специальности с высоким конкурсом», - считает Евгений Белый.
В прошлом году поступить в Бауманку на специальность «информационные системы и технологии» получилось у абитуриентов с 247 баллами против 277 в позапрошлом. А минимальный балл для поступления на «фундаментальную химию» в МГУ снизился почти на сотню - с 385 до 307... Можно ожидать, что в 2023 году будет намного проще поступить на технические и инженерные направления обучения. Количество заявок на эти специальности снижается, бюджетных мест становится больше, а минимальные баллы, скорее всего, станут еще ниже, чем в 2022 году.
Еще недавно на ограниченный интерес школьников к техническим дисциплинам и на слабую подготовку выпускников почему-то закрывали глаза. Теперь же оказалось, что нам как воздух нужны свои прорывные технологии, а значит, надо увеличить и ускорить подготовку специалистов. Вот только по мановению волшебной палочки такие вещи не происходят. Это системный процесс, и с ним как раз не все в порядке.
Чиновники элементарно не могут понять, что нельзя обеспечить высокотехнологичные производства и ключевые секторы экономики квалифицированными инженерными кадрами, только увеличив число бюджетных мест в вузах по приоритетным направлениям. Чтобы создать в России талантливую инженерную силу, способную стимулировать инновации и вносить вклад в развитие страны, Минобрнауки нужно прежде всего разработать многогранную, системную основу для повышения интереса школьников к инженерным дисциплинам. На это обратил внимание и Владимир Путин, выступая на Петербургском международном экономическом форуме. Он отметил: «Предлагаю ежегодно готовить пятилетний прогноз потребности в кадрах на уровне всей экономики, чтобы максимально гибко учитывать меняющиеся тренды, новые запросы рынка труда и, конечно, наших приоритетов развития отраслей экономики».
Андрей Князев,
Елена Казанцева.
Фото: ADOBE STOCK