Некоторые наши сограждане уверены, что в период пандемии школа стала чуть ли не источником инфекции. Можем ли мы быть спокойными за своих детей и внуков?
На вопросы информационного портала «Мир новостей» отвечает заведующая лабораторией гигиены обучения и воспитания НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук, доктор медицинских наук, профессор Марина Степанова.
- Марина Исааковна, ваш институт провел исследование на тему «Самочувствие школьников при дистанционном обучении в период эпидемии COVID-19». К каким выводам вы пришли?
- В обширном исследовании приняли участие почти 30 тыс. школьников 5-11-х классов из 79 регионов России. Мы задались целью посмотреть, как влияет дистанционное обучение на показатели жизнедеятельности и самочувствие школьников.
Оказалось, что число детей, у которых увеличились затраты времени на учебу, возросло ровно в 2 раза. В 10 раз выросло число детей, у которых увеличилось время на подготовку домашнего задания (далеко не у всех была возможность использовать необходимое в таком случае оборудование).
Увеличилось и время на работу с гаджетами. У около 80% подростков это занимало 4 часа и более, из них более 40% детей тратили до 6 и больше трети использовали гаджеты более 7 часов в день. В то же время более чем у половины детей сократилась физическая активность. Практически 40% подростков гуляли не более получаса.
Интенсивное использование цифровых средств дает очень большую нагрузку на зрительный аппарат. У офтальмологов сегодня есть такой почти что диагноз - «зрительно-компьютерный синдром». Это комплекс жалоб, возникающих при длительном использовании цифровых устройств. Более чем у 30% опрошенных подростков присутствует такой синдром.
Мы не ставим никаких диагнозов, на основе опроса это практически невозможно, некорректно и непрофессионально, но мы говорим о проявлениях, которые позволяют нам предполагать, что проблема существует и приобретает заметные признаки. Более чем у 80% школьников мы фиксировали нервно-психические реакции пограничного уровня: это депрессивные проявления, астенические состояния, нарушение сна, частые головные боли. Лишь у 13,4% школьников констатировали успешную, благополучную медико-психолого-социальную адаптацию к ситуации.
- А какой эффект произвело внедрение электронной школы?
- Активная интеграция различных цифровых средств в обучение происходит без надлежащего медицинского и гигиенического сопровождения, которое должно параллельно оценивать и их влияние на здоровье детей. Мы не запретители, просто все нужно делать правильно, грамотно, гуманно. Однако вынуждены констатировать: те, кто так широко и безоглядно развернул цифровизацию обучения, не проявляют никакой заинтересованности в наших советах и рекомендациях.
А ведь обилие цифровых средств обучения и широкая доступность Wi-Fi принесли в образовательное учреждение новый средовой фактор - электромагнитное излучение радиочастотного диапазона. Раньше такой фактор присутствовал только в производственной среде, а нормативы по его безопасности касаются взрослых, для детей таких норм нет. Мы же спешим погрузить ребенка в эту среду, что называется, с головой.
- Премьер Мишустин отменил действие многих СанПиН, в том числе и регулирующих деятельность детских учреждений.
- Конечно, без нормативных документов мы не останемся. Уже идет обсуждение проекта новых санитарных правил. В новой версии мы получим один документ, который будет называться «Санитарные правила», и он будет включать требования, которые касаются всех учреждений для детей - это и образовательные, оздоровительные, социального назначения.
Беседу вела
Светлана Апполонова
Фото: ADOBESTOCK