В июле мы предлагаем воспользоваться льготными условиями для размещения рекламных материалов Вашей компании у нас на сайте и газете "Мир новостей"! Обращайтесь к специалистам рекламного отдела по адресу: adv@mirnov.ru.
Образование
1272

Дистанционное обучение или мучение?

Дистанционное обучение или мучение?

Распространение коронавируса и переход на домашнее обучение вынужденно и в одночасье толкнули систему образования к дистанционному формату.

И все это несмотря на аналоговость преподавателей, несовершенство обучающих платформ, а также на материальную и в большей степени моральную неготовность школьников и студентов к новой форме обучения.

Дистанционное обучение, о котором все слышали, но мало кто видел в глаза, этой весной в считаные дни стало неотъемлемой частью нашей жизни. Мало кому понятный зверь по имени дистант намотал на свой кулак не одну сотню километров нервов школьников, студентов, преподавателей и родителей. Большинство недобрым словом поминали дистанционку, но, стиснув зубы, встраивались в процесс. Других вариантов все равно не было.

ОТ ДОСКИ С МЕЛОМ К ЭКРАНУ КОМПЬЮТЕРА

Российские школы впервые в истории с 6 апреля начали учебную четверть в удаленном режиме. Всю ответственность за организацию дистанционки Минпросвещения возложило на школы - устраивайте образовательный процесс по своему усмотрению. Кто смог, воспользовался готовыми образовательными платформами. У кого технические возможности подкачали, учились по Skype, WhatsApp или Viber, а то и просто по электронной почте и даже по СМС-сообщениям.

«Организация дистанционного образования мало напоминала учение, а все больше мучение! - возмущается Светлана из Иркутска, вспоминая удаленку сына-пятиклассника. - Не у всех одноклассников сына дома есть хорошая техника, чтобы без проблем получать знания дистанционно, да и школа была не готова к обучению онлайн. Никто не проводил инструктаж по использованию платформ, которыми приходилось пользоваться. Учителя вываливают объем учебной информации на самостоятельное изучение и продолжают скидывать все больше и больше. Разбираться в темах приходилось самим. Впервые за время учебы услышала от сына: «Мама, я хочу в школу».

А вот 15-летняя москвичка Яна Круглова сказала корреспонденту «МН», что дистант пришелся ей по душе: «Мы всей школой скачали приложение Zoom. Учителя создавали там конференции, а мы подключались - получался почти как обычный урок. Я видела на экране учителей, одноклассников и все понимала, как если бы сидела в классе. Лучше, конечно, в школу ходить, но когда другого варианта нет, пусть хоть такая учеба будет, чем отсутствие ее вообще».

Обучение на удаленке в некоторых деревнях Вологодской области даже близко не вписывалось ни в иркутский, ни в столичный сценарий дистанта: там дети грызли гранит школьных знаний, сидя на улице на перевернутых ведрах и держа на коленях ноутбуки. Усаживались поближе к фонарным столбам, потому что только вблизи них была точка доступа Wi-Fi. И то не везде. Жители удаленных населенных пунктов и даже студенты Вологодского университета поднимали вопрос о невозможности полноценного дистанционного обучения в регионе, но власти так и не предложили других решений.

Сложилась ситуация, когда одни школы наладили дистанционное обучение на относительно приличном уровне (Москва, Санкт-Петербург, Казань и ряд крупных городов), а другим удалось лишь худо-бедно добиться его подобия, проводя уроки для трети или четверти учеников с минимальным КПД. Эффект от таких занятий проявится позже для учащихся младших и средних классов (не пройденную в этом году учебную программу перенесли на следующий год) и уже сейчас - для выпускников. Тотальный разброс в уровне усвоения знаний у школьников в разных регионах и городах будет разительным и как пить дать повлияет на грядущие ОГЭ и ЕГЭ.

Пока ученики 9-х и 11-х классов готовятся к экзаменам, учителя и родители поголовно называют дистант профанацией образования. А заодно недоумевают, куда делись деньги, потраченные в рамках нацпроекта «Образование» на оснащение школ компьютерами, устойчивым и безлимитным интернетом. За 15 лет на эти цели тратились сотни миллиардов рублей. Только на 2019-2024 годы выделено 80 млрд рублей.

ОТДЕЛАТЬСЯ МАЛОЙ КРОВЬЮ

«Главное, чего я боюсь, - это решения, что интернет-образование показало свою эффективность и в будущем нам предложат половину уроков так проводить. Или начнут ликвидировать сельские школы под предлогом перевода их на дистант. Если после отмены карантина нам скажут: «Работаем дальше, как и раньше работали», будем считать, что отделались малой кровью», - говорит сопредседатель профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий.

От дистанционного обучения, кажется, пострадали все: и учителя, и школьники, и студенты, и их родители, поэтому, когда пошли слухи, что дистанционный формат останется с нами навсегда, многих чуть кондратий не хватил. Люди стали строчить петиции против дистанта и требовать полного возврата традиционной школы.

Радует, что глава Минпросвещения Сергей Кравцов признает, что дистанционным обучением традиционную школу не заменить. Похоже, даже наверху понимают, что обучение по школьной и вузовской программам цифровым методом малоэффективно.

«Я плотно общаюсь с нашими студентами, и все они в один голос говорят, что хотят скорее вернуться к офлайн-обучению, - поделилась с «МН» академический руководитель бакалаврской программы «Реклама и связи с общественностью» НИУ ВШЭ Мария Мордвинова. - Студентов пошатнуло психологически. Они хотят общаться друг с другом и с преподавателями. Дистант также показал, что сложно учиться дистанционно и сложно самодисциплинироваться. Такая тенденция характерна не только для России. Онлайн-образование в принципе плохо работает во всем мире».

По словам представителя ВШЭ, любая форма обучения и любая форма получения образования может сопровождаться применением дистанционных технологий, но это должны быть лишь дополнительные техсредства, а никак не основа.

Если мы снова окажемся в экстренной ситуации вроде той, в которую нас вогнал COVID-19, нам снова придется вернуться к дистанционному образованию. Но хорошо бы извлечь из сделанных ошибок уроки. Как показал последний опыт, нынешние обучающие технологии, отсутствие устойчивого интернет-соединения и слабая материально-техническая база у школьников, в школах и некоторых вузах пока не в состоянии решить тех целей и задач, которые на них возлагались.

Елена Хакимова.

Фото: ADOBESTOCK

Оставайтесь с нами! Подпишитесь на наши каналы и получайте актуальные и проверенные новости.

Комментарии (0)