Образование
3331 | 0

Дадим вузам новую жизнь!

Дадим вузам новую жизнь!
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

За последние годы в вузах сократилось число студентов и преподавателей.  Не пора ли что-то менять в вузовской жизни страны?

Специалисты РАНХиГС утверждают, что политика экономии на образовании, которая активно применяется в России более 10 лет, ведет всю систему образования к краху. Эксперты Высшей школы экономики тоже бьют тревогу и предлагают правительству срочно увеличить финансирование. «МН» разбирался в причинах системного кризиса в сфере высшего образования.

СОКРАЩЕНИЯ, ЭКОНОМИЯ, ОЧКОВТИРАТЕЛЬСТВО

По данным Росстата, количество вузовских преподавателей за пять лет уменьшилось на треть: с 268 до 197 тыс. Кстати, количество научных сотрудников также синхронно сократилось на треть: со 107 до 70 тысяч.

- Это связано и с объективными факторами. За пять лет по демографическим причинам сократилось количество студентов с 4,7 до 4,2 млн человек, - рассказала «МН» директор Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС Татьяна Клячко.

А высказывание Ольги Голодец, что России не нужно так много людей с высшим образованием? И самое страшное, что в этом случае слова высокого чиновника не разошлись с делом.

Расходы на образование за последние годы упали до исторического минимума - 3,6% ВВП (2016-2017 гг.) А например, в 2014 году они составляли 3,8%, а в 2013 году - все 4% ВВП. Сегодня это одно из самых низких соотношений в мире. Смотрим бюджет: на высшее образование затраты фактически не менялись все это время - около 500 млрд рублей в год.

Зато увеличилось количество теплых и высокооплачиваемых мест в администрации университетов и институтов за счет преподавательского состава. Не секрет, что секретарша ректора, за исчезающе малым исключением, получает больше профессора и заведующего кафедрой. Да и зарплаты руководителей вузов крутятся вокруг цифры миллион рублей в месяц.

- Тенденция последних лет - слияние и сокращение кафедр, лаборантов, преподавателей на фоне возрастающей нагрузки, - говорит доцент ВГУ Роман Жолудь. - В представлении чиновников преподаватель - это универсальный солдат. Он и педагог, и ученый, и администратор в одном флаконе.

Причем нагрузка такая, что либо ты хорошо учишь студентов, либо хорошо пишешь научные статьи, либо заполняешь бумажки. Качественно не получится при всем желании. На самом деле он больше похож на Франкенштейна, которого собрали из хотелок чиновников от образования.

ЦИФРА ВМЕСТО ЧЕЛОВЕКА

Конечно, систему высшего образования надо было чистить - слишком много развелось «мусорных» университетов. В 2011 году в России было 1500 государственных вузов. Сегодня же их насчитывается не более 500. Гораздо меньше стало и негосударственных высших учебных заведений. И на этом правительство останавливаться не собирается.

По дорожной карте развития высшего образования в России к 2020 году соотношение преподаватель - студент достигнет 1 к 20.

- Нагрузка один преподаватель на 12 студентов соответствует международной практике, но соотношение 1 к 20 - это все-таки перебор, - считает Татьяна Клячко.

Между тем, по данным Центра стратегических разработок, Россия сегодня участвует менее чем в 5% научных направлений, которые наиболее активно развиваются на глобальном рынке исследований. Финансирование исследований и разработок в расчете на одного студента в 10 раз меньше, чем в вузах развитых стран.

Интересно, чем озабочен новый руководитель свежеиспеченного Министерства науки и высшего образования? Михаил Котюков считает, что Россия скоро войдет в топ-5 держав мира... по количеству научных публикаций. Достойная цель, ничего не скажешь.

А вот суть предложения от Высшей школы экономики и кудринского Центра стратегических разработок: столичные университеты будут записывать курсы, а благодарные слушатели в регионах будут впитывать, как губка, знания. Кстати, стоимость подобной онлайн-революции нешуточная - 8 трлн рублей до 2024 года.

И ничего, что статистика дослушивания подобных курсов не превышает 15%. Зато какая экономия на классическом образовании! Фактически, эта идея отменяет существование дорогостоящей сети региональных университетов. Проблема лишь в том, что онлайн-обучение - прекрасный вспомогательный инструмент, но никто в мире не отказывается от традиционных методов обучения.

- Моя позиция - никакого онлайн-обучения, пока студенты не научатся хотя бы базовым вещам, - считает Татьяна Клячко.

Думаю, никто не захочет ложиться под нож к хирургу, который прослушал на компьютере полный курс Университета им. Сеченова. Да и если присмотреться к детям сильных мира сего, то они почему-то предпочитают давать образование своим детям в «морально устаревшем» Оксфорде. Может быть, они дураки? Не думаю.

Председатель первичной профсоюзной организации «Университетская солидарность УрФУ» Дмитрий Трынов уверен, что это всего-навсего повод для очередной волны сокращений преподавателей. По его оценке, еще на 20-25%.

Но правительство упорно продолжает сокращать то, от чего сильно зависит будущее страны.

УПАДКА ВСЕ БОЛЬШЕ?

Однажды приходилось наблюдать десант Рособрнадзора в одном крупном провинциальном городе. Целый железнодорожный вагон был фактически оккупирован ревизорами. Глядя на их выгрузку, возник только один вопрос: почему еще не закрыли вообще все университеты?

Любопытно, что перед их приездом вуз в ожидании гостей был вынужден на неделю остановить свою работу. Все в авральном порядке были брошены наводить порядок в отчетности. Это все равно что остановить завод, но, как оказалось, это обычная практика.

Специалистов Рособрнадзора не интересовало ничего, кроме бумаг. Преподавателям вуза особенно запомнился педантичный мужчина, который линейкой измерял отступ в документах. Он, кстати, все-таки обнаружил страшное нарушение: один документ был напечатан не тем шрифтом. И с чувством выполненного долга вынес грозное замечание. Впрочем, это не самый вопиющий пример формализма.

Самое страшное, что под этими надуманными предлогами лишаются государственной аккредитации далеко не самые худшие вузы. Пример тому - история лишения госаккредитации Шаинки - одного из самых успешных гуманитарных образовательных учреждений страны.

Подобного маразма становится все больше и больше. Множащиеся примеры идиотизма - верный признак, что что-то пошло не так. Бюрократия, формализм, как ржавчина, съедают все живое, что еще осталось.

Университетами управляют «эффективные менеджеры», выборы ректоров практически повсеместно отменены, роль научных советов декоративная, на мнение студентов глубоко начхать.

Прекрасный пример - скандал в Тимирязевской академии, где назначили ректора, не имеющего специального образования. За год руководства экс-вице-губернатор Краснодарского края уволила более 150 человек, оставшимся нелояльным сотрудникам сократила заработную плату. И чуть было не продала опытные поля под застройку элитной недвижимостью. От полного разгрома Тимирязевку спас своевременный уход из правительства ее бывшего начальника Александра Ткачева.

Разделение Министерства образования и науки в мае 2018 г. на два - Минобрнауки и Минпрос - тоже говорит о системном кризисе. Причем это решение было принято, судя по всему, импульсивно.

Вячеслав Степовой.

ТАСС/В. Шарифулин.

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.