Общественные и социальные новости
2334 | 0

О походах на три буквы

О походах на три буквы
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Девятиклассники и выпускники школ наконец-то сдали экзамены. О ЕГЭ-2015 россиянам не позволят забыть чиновники Минобрнауки - они уже хвалятся успехами, хотя официальные итоги еще не подведены. А о ГИА-2015 будет напоминать недавнее самоубийство волгоградской девочки, написавшей в прощальной записке: «Отмените эти ГИА и ЕГЭ».

Из года в год российские школьники, их семьи, учителя изо всех сил стараются полюбить две комбинации из трех букв: ГИА и ЕГЭ. Если не полюбить, так по крайней мере понять: зачем оно нам, это счастье? После серии очередных ЧП и экзаменационных скандалов Минобрнауки неубедительно объясняет педагогам и родителям, что от такой формы проверки знаний отечественная школа становится лучше, знания учащихся - глубже, страна - сильнее и успешнее.

А потом наступает осень, в вузах начинаются занятия, университетские преподаватели обнаруживают, что две трети первокурсников необучаемы, и рассказывают коллегам анекдоты. Например, о том, как студенты включают в презентации по основам социологии картинки панд и котиков, в рефератах по истории пишут о «Пушкине, свергнувшем в 1917 году короля вместе с декабристами» или о «чисто символическом убийстве Петра III», а в тестах по физике доказывают, что «атомы притягиваются и оттягиваются».

Да, российская школа преображается до неузнаваемости. Или до невменяемости.

КУДА ЛУЧШЕ?

Глава Рособрнадзора Сергей Кравцов заявил на днях, что средний тестовый балл за госэкзамен по математике профильного уровня в 2014 году вырос на 3,16 балла и составил 49,56, а средний балл по русскому языку увеличился на 3,3 балла и составил 65,8. «Мы убедились в результативности новшеств ЕГЭ-2015, - отчитался Кравцов. - Школьники лучше справились с заданиями».

«Интересно, почему Рособрнадзор говорит об успехах нынешнего ЕГЭ задолго до подведения итогов? - удивляется первый заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по образованию Владимир Бурматов. - Рано делать выводы. К тому же независимые эксперты не видят никакого прорыва. Средние баллы подросли не потому, что учащиеся поумнели, а потому, что чиновники боялись повторения прошлогоднего провала и упростили тесты. Математику во избежание проблем разделили на базовый и профильный уровни. По сути, это капитуляция».

Несложный базовый ЕГЭ по математике сдавали 130 тысяч российских школьников, профильный (с ним ребята пойдут в вузы) - 560 тысяч. Регионам пока не ясно, как считал баллы Рособрнадзор, - их собственная статистика не вписывается в схему «убедились в результативности».

В Башкирии более 5% из 13 260 выпускников, писавших базовый ЕГЭ, получили двойки, в Красноярском крае - 7% из 9892 учащихся, в Калужской области - 4% из 2966 школьников. Средняя оценка по математике во многих городах недотягивает до четверки.

С профильным экзаменом та же беда. В Иркутской области его не осилили 2906 из 10 806 ребят, в Воронежской - 1216 из 8346. В чем тут успех?

ПО МИЛЛИАРДУ ЗА СКАНДАЛ

С цифрами из регионов-рекордсменов, порадовавших Минобрнауки высокими баллами, надо разбираться отдельно.

В Омской области 1113 из 3534 выпускников получили пятерки на ЕГЭ по математике. Чрезвычайно любопытно как? Летом 2014-го в той же Омской области средний балл за тот же экзамен сильно недотягивал до всероссийских показателей и был равен 42,36 из возможных 100 - обычной тройке. А за несколько учебных месяцев все стали Лобачевскими и Ковалевскими? Не верится.

«Что я могу сказать совершенно точно: за год ЕГЭ не усовершенствовался, но подорожал. В 2014-м он обошелся стране в 1,24 млрд рублей. И мы возмущались, что эта сумма в четыре раза превышала предыдущие расходы, - вспоминает руководитель общественного движения «Обрнадзор» Алексей Монахов. - Сейчас она подросла еще на 30%. Судя по количеству скандалов и нареканий, огромный бюджет растрачивается неэффективно».

Кстати, о скандалах. Самое громкое из экзаменационных происшествий июня - ситуация в Мордовии. Во время ЕГЭ по химии камеры наблюдения зафиксировали, как более десятка учащихся во время тестирования, нисколько не смущаясь, пользовались сотовыми телефонами. Видеозапись попала в социальные сети. Московские, уральские, сибирские выпускники негодуют, российские парламентарии считают деньги.

«Как сотовые телефоны оказались в классах, если Минобрнауки потратило около 600 млн рублей на покупку, установку и содержание металлоискателей, 63 млн на глушилки и 70 млн рублей на наблюдателей, которые обязаны постоянно следить за детьми? - замечает очевидное депутат Госдумы РФ Владимир Бурматов. - Антикоррупционную экспертизу давно пора сделать частью оценки ЕГЭ, без нее вся система образования зайдет в тупик».

А разве она еще не там?

ВСЕГДА ГИАТОВЫ!

К счастью, в этом году не было трагедий, связанных с неудачами на ЕГЭ, - нынешние выпускники его пережили. Но, к сожалению, опасной становится ГИА. В июне в Волгоградской области из-за двойки по математике покончила с собой девятиклассница сельской школы. Девочка была отличницей. В ее вещах следователи нашли записку со словами: «Отмените эти ГИА и ЕГЭ».

Через пару дней после страшного события на юге России другие регионы подвели итоги государственной аттестации. В Ненецком автономном округе 19% девятиклассников не справились с заданиями по математике, в Липецкой области - 5%. В Новгородской области 34% ребят, сдававших ГИА по обществознанию, получили тройки, такую же оценку заработали 50% учащихся, выбравших литературу.

«Плохи дела», - решил Рособрнадзор. Видимо, у детей нет стимула учиться. Поэтому школы ждет сюрприз. И не один. С 2016 года во всех учебных заведениях страны и по всем предметам будут проводиться всероссийские проверочные работы. А с 2017-го девятиклассники будут сдавать шесть экзаменов - больше, чем выпускники.

Это новая нагрузка для учителей и детей, новые расходы для государства и новые возможности для коррупционеров. И ничего кроме.

«Форма проверки знаний, ГИА и ЕГЭ, не главное, оценка деятельности школы складывается из других факторов. Может, и надо замерять среднюю температуру по больнице, но если там лихорадка, замеры без лечения ничего не дадут. Проблема в том, что российское образование не меняется, - высказывает свое мнение доктор педагогических наук, профессор, академик РАО Борис Бим-Бад. - Когда слышу от коллег: «Не надо было трогать советскую школу, отменять экзамены», - возражаю: «Сегодняшняя школа содержанием и духом ничем не отличается от советской». Она должна отвечать требованиям работодателей и экономики, условиям рынка и интересам молодежи, но не отвечает. Программы невероятно перегружены. Детей учат истерзанные, измотанные, уставшие от бюрократии учителя. Слабые ученики кое-как отчитываются о том, что прошли, но не вникают в смысл пройденного. Талантливые ребята черпают информацию не в школе.

Кавалерийскими наскоками и латанием дыр положения не исправить, надо приглашать экспертов разного профиля и разрабатывать подробную, серьезную программу, полностью перестраивать школьное образование. Сначала продумать все, испытать в нескольких контрастных регионах, а потом перестраивать. Нельзя ежегодно пугать учебные заведения новациями: дополнительными тестами, экзаменами, разделением их на уровни. У нас научились считать: сколько сдали, сколько потратили, сколько баллов получили. Однако люди не механические изделия, они не переключаются по команде. И знания не измеряются».

Анна Бессарабова

Фото ТАСС/В.Матыцин

 

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.