Общественные и социальные новости
9302 | 0

Новый закон «Об образовании» привел к массовым увольнениям учителей

Новый закон «Об образовании» привел к массовым увольнениям учителей
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

 

Новый Закон РФ «Об образовании» вступил в силу три месяца назад, но работники школ уже выходят на улицы своих городов с плакатами: «Остановите погром» и «Защитите учителей». 1 декабря они приняли участие во всероссийской акции протеста.

ЗЛОКАЧЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Когда мы готовили этот материал, одна из собеседниц, объяснявших, как и почему закон об образовании добьет отечественную школу, - преподавательница истории с 35-летним стажем - вскользь заметила, что перестала любить торжественные линейки. Особенно момент с первым-последним звонком. Выпускник носит по кругу девочку-первоклашку, та машет над головой колокольчиком. «Символичный ритуал. Называем его с коллегами «Дозвонись до министерства», - усмехнулась учительница. - Можно забраться повыше, выбрать колокол побольше, но за пределы школьного круга претензии и требования все равно не выйдут. Так и с декабрьской акцией педагогов. Закон «Об образовании» оказался хуже, чем мы предполагали до сентября 2013-го. В нем немало опасных моментов. Но кого волнуют наши предостережения и тем более проблемы?»

Российским школам хватило трех месяцев, чтобы понять: новый документ для них не помощь, не реформа - очередная пытка. Подушевое финансирование ухудшило положение учебных заведений. Странная система расчета заработной платы учителей спровоцировала конфликты в коллективах и привела к массовым увольнениям. Перевод педагогов на «эффективные контракты» лишил их социальных гарантий и заставил работать на износ. Передача вопросов, связанных с определением и начислением льгот сельским учителям, в ведение региональных властей обернулась произволом на местах. Местных чиновников больше никто не контролирует.

«В образцовых лицеях и деревенских школах сейчас одинаково плохо. Я раньше преподавал информатику в Московской области, - говорит педагог Даниил Воронцов. - В провинциальных малокомплектных учреждениях не хватает кадров, что увеличивает нагрузку на «уцелевших» учителей. С оплатой труда - неразбериха. Наши ставки почти не изменились. Итоговые суммы в ведомостях растут, потому что люди вместо 18 уроков в неделю дают 30-40. Никак не привыкну к новым правилам. К примеру, при начислении зарплаты человеко-часы умножаются на количество учеников. И выходит, что учитель начальных классов, у которого 30 с лишним ребят, получает больше, чем учитель старших классов, где 12-15 детей».

«Нам платят не за качество работы, а за бесцельно потраченное время, - делает вывод педагог с 38-летним стажем из Новосибирской области Татьяна Юдина. - В институте повышения квалификации недавно заявили: если при своей ставке вы должны отработать в классе 18 часов в неделю, то по закону обязаны отсидеть в учебном заведении еще 18 часов, чтобы заслужить стимулирующие надбавки. Опытные географы, математики, литераторы ведут свои и чужие уроки, разрываются на части в условиях острого кадрового дефицита. А после занятий пишут отчеты об изучении ПДД (правил дорожного движения), о том, какое количество учащихся заразилось вирусными и кишечными инфекциями. В моей школе есть преподаватель, работающий 56 часов в неделю. В крупных городах учителя проводят в классах до 70 часов. Их превратили в зомби. Нет времени на дом, семью и отдых. Недавно в одном из городов Новосибирской области проводили социологический опрос среди педагогов об отношении к меняющейся системе образования. 77% специалистов сообщили, что хоть завтра готовы уйти из школы».

В Ростовской области они увольняются и без соцопросов. По словам жительницы Каменского района Ольги Борзовой, реальная ставка учителей здесь равна 8 тыс. руб. «Уборщицы получают чуть меньше - 6 тысяч. Прикиньте, сколько человеку нужно ставок, чтобы у него выходила средняя заработная плата по региону - 24 тыс. руб., - предлагает Ольга Ильинична. - Это критическая нагрузка. Люди с 35-38-летним стажем уходят торговать на рынок. Устали они. От бардака в образовании, от путаницы в законах. На что сельским учителям жить, если у них даже социальные льготы отбирают? До сентября 2013 года за них формально отвечали федеральные власти, и когда регионы нарушали закон, произвольно вводили ограничения или меняли размер выплат, люди шли в суд или обращались в Генпрокуратуру РФ. А теперь что будет, когда функции полностью перейдут к областным и краевым администрациям?»

ЗАСУЖЕННЫЕ УЧИТЕЛЯ РОССИИ

Передача регионам льготного финансирования оплаты жилья и услуг ЖКХ не сулит 1,2 млн сельских педагогов ничего хорошего. Они и до нового Закона РФ «Об образовании» годами доказывали чиновникам свое право на компенсации.

«Я судилась с ними 10 лет, - вспоминает жительница Ростовской области Зинаида Киреева. В недавнем прошлом она была завучем школы и в течение 40 лет преподавала русский язык и литературу. - По федеральному законодательству и в 2003-м, и в 2013-м сельским учителям полагалась компенсация расходов, связанных с оплатой жилья, его содержанием и ремонтом, отоплением (газовым или печным) и освещением. Но в нашей области минтруд компенсирует коммуналку долями. На педагогов льготы предусматривает, а на членов их семей - нет. И так поступают во многих областях России. Учителя молчат - боятся. Зато у нас в суд обратились 40 человек. Кого-то из заявителей выжили из школы, кого-то до инсульта довели. Несколько педагогов не дотянули до победы - поумирали. И какая это победа?! Верховный суд РФ нас поддержал, признал действия чиновников незаконными, а они как обирали людей, так и обирают».

КСТАТИ
В крупных городах учителя проводят в классах до 70 часов в неделю.

Землячка Зинаиды Киреевой Ольга Борзова участвовала в 200 судебных заседаниях. Благодаря ее настойчивости в июле 2013-го администрация Ростовской области приняла постановление о выплате компенсаций сельским учителям в полном объеме.

«Но управления социальной защиты населения продолжают делить льготы на доли, - возмущается Борзова. - На периферии молодой педагог получает 8 тыс. руб. в месяц. У меня, допустим, выходит чистыми 14 тысяч. Коммунальные услуги отнимают 6 тыс. руб. в месяц. А нам эту сумму дробят. И как аргумент в свою пользу с сентября 2013-го используют новый Закон РФ «Об образовании». Дескать, Москва позволила нам проявлять самостоятельность».

В Республике Коми педагогов-совместителей, работающих на ставку, два месяца назад лишили льгот на оплату жилья и коммунальных услуг. А зимой 2014-го региональные власти планируют ввести ограничения и для остальных учителей. Чиновники жалуются, что регион тратит на них более 251 млн руб. в год: «Накладно. Будем экономить».

Интересно, откуда берутся такие цифры, если в Коми всего 9 с лишним тысяч педагогов? Их так мало, что в школы возвращают ушедших на пенсию бабушек и дедушек. Одни и те же педагоги ведут математику, физику, географию, труд и физкультуру. Какие миллионы, если сельский учитель по льготе может купить дрова на сумму, не превышающую 5 тыс. руб. в год?

И государство не хочет задавать похожие вопросы главам российских регионов - в законе нет положений о контроле за действиями областных, краевых и республиканских правительств.

«От местных властей, согласно документу, отныне зависят не только льготы, но и судьба малокомплектных школ, их финансирование. Тоже возникают проблемы: по нормам на учащихся полагаются одни суммы, а выделяются другие, - рассказывает председатель профсоюза работников образования Усть-Цилемского района Галина Красильникова. - 90% школ в провинции оказались в сложной ситуации».

ШИВОРОТ-НАВЫВОРОТ

Общаясь с педагогами из самых разных уголков России, мы пытались нарисовать портрет среднестатистического учебного заведения. Школа, где работает Мария Судачакова в Бейском районе Хакасии, находится в здании бывшего продуктового магазина. Молодая женщина преподает русский, английский и литературу в сооружении, где нет воды и туалета. Не исключено, что скоро она будет совмещать педагогику с уборкой помещений - местные власти планируют заменить школу учительским домом, работники которого в свободное от занятий время выполняют обязанности сантехника, посудомойки и кочегара. И в Хакасии, и в Пермском крае такие дома уже есть, и «Мир новостей» о них писал.

Учительница музыки Ольга Борзова работает в Каменском районе Ростовской области. «Регион потратил огромные суммы на оборудование компьютерных классов в школах. А зачем? У нас с интернетом совсем беда. Нет нормального доступа, - удивляется Ольга Ильинична. - Как программу по информатике осваивать? Дети сидят, глазами хлопают. А знаете, как живут программисты? За ремонт и обслуживание 25 школьных компьютеров они получают 4 тыс. руб. в месяц. Интересно, Минобр­науки РФ в курсе?»

В Вохомской школе Костромской области несколько лет не было преподавателя английского языка. Всех опросили: доярок, зоотехников, почтальонов - никто не «ду ю спик инглиш». Пришлось назначить на место учителя музыки. И тот вел уроки, не имея квалификации, пока не вмешалась прокуратура.

Новый Закон РФ «Об образовании» ничего в этом перевернутом мире не изменил. В отечественных школах по-прежнему реально то, что не должно быть реальностью.

«Учителя выясняют отношения из-за разницы в заработной плате. Нервничают из-за аттестации и отчетов. Им некогда заниматься учениками, - комментирует ситуацию один из координаторов всероссийской акции «Против развала в образовании» Александр Кондрашев. - Это не реформа, а, по мнению педагогов, погром. Закон не решает проблемы школ, он дает правовую базу для их недофинансирования. Педагоги требуют внести изменения в документ. Если правительство РФ и депутаты Госдумы РФ думают о завтрашнем дне, они их услышат».

Анна Бессарабова, Антон Титов

Фото PHOTOXPRESS

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.