Несмотря на запреты и штрафы, нелегальная продажа пива несовершеннолетним не прекращается. Подросток, желающий «освежиться», может купить себе поллитровку пенного в каждом втором магазине. Это показал очередной рейд «Пивного дозора» - активистов, борющихся с продажей алкоголя несовершеннолетним, в котором приняла участие корреспондент «МН» Екатерина Люльчак.
ЛОВЛЯ НА ЖИВЦА
Полдень. Центр Москвы. Журналисты, активисты и две милые девушки-старшеклассницы - «подсадные утки» ждут отмашки к началу рейда. Лера (16,5 года) и Настя (17,5 года) немного нервничают. Лера бывалая - идет в рейд второй раз, а Настя - новичок. Но обе настроены решительно.
- Мы сами записались добровольцами. Это благая цель, я считаю, - рассуждает Настя. - Я сама пиво не употребляю. А вот многие мои ровесники покупают его каждый день - перед и после школы. Им без проблем продают. Мне кажется, с этим надо что-то делать. Хотя как-то не по себе. Вызывать на себя негатив продавцов неприятно, но что поделаешь, иначе так все и останется.
- Да-да. Мы против того, чтобы пиво продавали 16-летним, - соглашается Лера. - Я второй раз записываюсь добровольцем. Считаю, что это мой гражданский долг.
Честно говоря, идя на рейд, я была уверена, что контрольную закупку будут осуществлять угловатые подростки, продажа пива которым будет со стороны продавца явным нарушением. Однако Лера и Настя - девушки эффектные, яркие и выглядящие даже не на 18.
- В этом-то и весь смысл, - говорит активистка движения Юлия Пронькина. - Если заслать детей от 12 до 14, вряд ли кто рискнет продать им алкоголь. Все-таки дети, а вот молодежи от 16 до 18 продают алкоголь легко, хотя видно, что ребята молодые и нужно подстраховаться, взглянув на документы.
Как рассказывают активисты, сегодня наблюдается серьезный рост потребления пива именно среди подростков от 16 до 18 лет. Поэтому рейды с их участием хоть как-то заставляют продавцов лишний раз спросить документ и не успокаивать свою совесть тем, что «ну кто мог знать, что ей 17».
Так что, забегая вперед, могу сказать, что основным аргументом проштрафившихся продавцов была реплика: «Я бы никогда не дала ей меньше 18. Кто же знал?..»
На что активисты парировали железобетонным аргументом: «Незнание не освобождает от ответственности».
И КТО ТУТ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЯЯ?
Итак, рейд начался. Возникла торговая точка под названием «Табак». По принципам антипивного рейда, на закупку идут всегда два человека - сама «приманка» и свидетель. Первой за утренней бутылочкой пенного отправилась Лера. Через пару минут пресса встречала девушку уже с бутылкой пива.
- Документы не спросили. Пробили бутылку и даже чека не дали, - рассказывает Лера.
Когда толпа с камерами появилась в магазине, несчастная продавщица, не очень старше подсадной покупательницы, сильно растерялась и не смогла объяснить, почему не потребовала паспорт у девушки. Зато красноречивы были активисты, рассказав продавщице, какой закон она нарушила, и объявив, что, к сожалению, это уже дело полиции, которая приедет с минуты на минуту. И тут началось самое интересное. Непонятно откуда появились «менеджеры» - ребята спортивного вида, явно нарывающиеся на драку с журналистами и требующие показать «эту несовершеннолетнюю».
- Такая реакция довольно часто встречается, - объясняет активистка Юлия. - Один раз у девушки даже пытались отобрать паспорт. Но до угроз дело не доходит - все ведь делается в присутствии прессы и потом протоколируется в полиции. Так что, как правило, пугаются и разбегаются по подсобкам.
Прибывшие сотрудники правоохранительных органов рассказали, что подобные рейды - большое подспорье полиции.
- Все чаще подросткам продают пиво, нарушая закон, - пояснила обстановку начальник отдела по делам несовершеннолетних в Замоскворечье Светлана Сулейманова. - Продажа алкогольных напитков подпадает под административное законодательство. И если факт продажи зафиксирован впервые, продавец получит административное взыскание и заплатит штраф в размере 30-50 тысяч рублей. Если же магазин или продавец повторно будут замечены в подобных вещах, санкции будут приняты в отношении юрлица, а продавец, пойманный вторично, будет привлечен к уголовной ответственности.
Следующий заход был Настин. Небольшой магазин в полуподвальном помещении. Настя берет бутылку пива и протягивает ее на кассе. Продавщица подозрительно смотрит на девушку, но бутылку пробивает. Но когда Настя, краснея, попросила чек, кассир тут же заподозрила неладное и попросила девушку предъявить документы. После недолгого препирательства и выяснения возраста Насти продавщица фактически силой забрала пиво:
- Нет-нет, девушка, несовершеннолетним не продаем.
Так что активистам ничего не осталось, как вручить проницательному продавцу подарок и поблагодарить за сознательность.
«МЫ-ТО ЛАДНО, А МОЛОДЕЖЬ СПАСАТЬ НАДО»
На очереди были магазины покрупнее. В сетевом универсаме продавщица не была такой проницательной и, купившись на Настину обманчивую внешность, пиво девушке продала.
КСТАТИ «Пивной дозор» - социальный проект, созданный в 2008 году с целью привлечения внимания продавцов к норме закона, запрещающего продажу пива лицам младше 18 лет. За пять лет по всей России прошло более 160 рейдов «Пивного дозора». Проверено более 1800 торговых точек. |
---|
- Да я бы в жизни ей 17 лет не дала, - оправдывалась раскрасневшаяся сотрудница магазина.
Но ничего не поделаешь, и через пять минут уже составлялся протокол.
Та же участь постигла и ряд других сетевых магазинов.
- В общей сложности из 10 проверенных магазинов в пяти девушкам продали алкоголь, то есть в 50%. Раньше продажи фиксировались в 30% случаев, - рассказывают активисты. - Ни наклейки, ни предупреждения, ни серьезные штрафы не останавливают некоторых продавцов. Конечно, нужно учесть факт машинальности, но эти «оплошности» слишком дорого обходятся.
Зеваки, слетевшиеся на столпотворение и людей с камерами, выражали свою глубокую солидарность. Мамочки с колясками, прохожие, вышедшие на перерыв сотрудники офисов - практически все благодарили за неравнодушие и поддерживали Настю с Лерой.
Но больше всего мне запомнилась речь Сергея, жителя замоскворецких задворок, собиравшего поблизости на опохмел. Он, как мог, благодарил активистов за то, что они привлекают внимание к столь важной проблеме.
- Какие подлецы! - возмущался мой собеседник. - Продавать пиво девушкам. Этого ни в коем случае нельзя делать! Они же будущие матери. Как же это? Нельзя! Правильно, что вы их разоблачаете. Надо молодежь спасать.
Кто-кто, а он знает, что говорит.
Однако выходящий из магазина парень сунул Сергею пакет с какой-то брагой, и мой собеседник, все еще рассыпаясь в благодарностях за дело спасения молодежи, удалился к своей компании.