Многие крупные города России постепенно теряют статус промышленных гигантов. Одно за другим закрываются промышленные предприятия, и на их месте появляются торгово-развлекательные комплексы. Работы лишаются тысячи сотрудников. Вот пример. Только в Волгограде в бедственном положении находятся семь предприятий. Общая численность занятых на них волгоградцев - 18 тыс. человек.
МИТИНГ, ЕЩЕ РАЗ МИТИНГ
«Это неслыханно, я впервые сталкиваюсь с подобной ситуацией!» - так начинает свое выступление в облдуме о долгах заводов Владимир Сальный, управляющий отделения Пенсионного фонда по региону. На этом посту он свыше 20 лет, и впервые за это время задолженность по страховым взносам от местных предприятий дошла до 4 млрд рублей! Примерно миллиард висит на Волгоградском металлургическом заводе «Красный Октябрь», полмиллиарда недоплатил ВОАО «Химпром», и список можно продолжать.
Больше, чем Пенсионному фонду, заводы-банкроты должны лишь энергетикам, но выясняется, что рассчитываться намерены не все. Для того же «Химпрома» в конце февраля владелец - госкорпорация «Ростех» - разработал двухлетний план остановки и консервации производства. О расчетах по долгам за электричество, потребленное заводом в прошлые годы, ни слова.
Проект настолько взбудоражил энергетиков, что две недели назад по инициативе ОАО «Волгоградэнергосбыт» был арестован единственный расчетный счет ВОАО «Химпром», на что представители завода ответили, что в таком случае они закроются не через пару лет, а через пару дней. Шокированные новостями рабочие дважды выходили на митинг, пытаясь заодно напомнить о письме, адресованном президенту, в котором просили сохранить завод, но результата не добились. Переговоры с энергетиками и собственные ресурсы пока позволяют «Химпрому» работать, но это отнюдь не отменяет то, что по плану «Ростеха» четыре тысячи из 4700 работников предприятия в ближайшие два года будут сокращены.
ПРОКУРАТУРА ВМЕСТО КАССЫ
В отличие от боевых коллег с «Химпрома» уже бывшие рабочие Волгоградского завода труб малого диаметра живут в атмосфере печальной загадочности. На заводе действует ликвидационная комиссия, но добиться от нее своей заработной платы за последние два месяца никто не может. О законных компенсациях многие и мечтать не смеют.
Происходящим на банкротящемся заводе заинтересовалась прокуратура. По предварительным данным, нарушения найдены. В последнее время прокуратуре приходится часто сталкиваться с нарушением трудовых прав рабочих. На минувшей неделе полуторагодовую дисквалификацию заработал бывший директор Волгоградского завода спецмашиностроения Дмитрий Шаповалов. Причина та же - долги по выплатам работникам, достигшие 4,8 млн рублей.
Наше государство, очевидно, никак не решит, чего оно хочет. Чтобы в России жили 15 млн человек, продающих нефть и газ, или чтобы мы достойно были представлены на международном рынке. |
---|
КТО ЗАЙМЕТСЯ ЧЕРНЫМ СПИСКОМ
Однако едва ли фискальных мер будет достаточно для спасения производственного сектора волгоградской экономики. Все три упомянутых завода попали в черный список регионального минпромторга для проблемных предприятий. Здесь же находятся филиал ОАО «СУАЛ» «ВгАЗ-СУАЛ» (Алюминиевый завод), ОАО «Волгоградский судостроительный завод», ЗАО «ВМЗ «Красный Октябрь», ООО «Волгоградский завод буровой техники». Снижение выработки было настолько серьезным, что даже при росте индекса промышленного производства в отдельных отраслях на 20-40% (пищевая промышленность, текстиль, обувь) общий показатель первых двух месяцев этого года к такому же периоду прошлого года получился 96,4%. Рост легкой промышленности «съели» прежде всего снижения в производстве транспортных средств и оборудования, резины и пластмассы, а также в металлургии и химии.
- Прежде всего нужна четкая государственная промышленная политика, а ее нет, - комментирует ситуацию Эльдор Азизов, генеральный директор ОАО «Каустик», президент Ассоциации предприятий хлорной промышленности. - Те, кто должен заниматься промышленной политикой, имеют слабое представление о взаимосвязи отраслей и подотраслей, нет системного видения. И в таких условиях выигрывают те, чье лобби сильнее, например энергетики. Наш завод получает электроэнергию по 2 рубля 80 копеек. В США, для сравнения, ее цена в пересчете на рубли составляет 1 рубль 50 копеек. И получается, что в себестоимости продукции доля энергетиков доходит до 70%! Никакие инновации не смогут компенсировать таких затрат.
СВАРЩИКИ НАРАСХВАТ
Главный вопрос - куда идти 18-тысячному коллективу заводчан? Ведь по состоянию на 1 марта весь банк вакансий Центра занятости Волгограда насчитывает чуть более 19 тысяч предложений. При этом в ближайшие три месяца в Волгограде будет сокращено 3507 человек. Разумеется, с размерами зарплат тоже возникают проблемы: 93 вакансии из 100 предлагают вознаграждение ниже среднего (менее 27 тыс. рублей).
В прошлом году Алюминиевый завод избавился от большей части сотрудников. Частично люди были трудоустроены центром занятости, но на работу, не связанную с их специальностью. Многие уехали. К примеру, целая
команда переехала в Саранск, устроившись на вагоностроительный завод.
- В случае массовых сокращений с предприятий уезжают прежде всего рабочие, - комментирует Елена Мохова, директор кадрового агентства «Контакт». - Это объясняется тем, что с девяностых, когда страна отказалась от ПТУ, начал формироваться дефицит рабочих рук. Сейчас это наиболее востребованные профессии. Волгоград значительно проигрывает другим регионам по уровню заработной платы, для рабочих предлагают 20 тыс. рублей. Ведь на них семью содержать невозможно. В любом обществе экономика развивается по одним и тем же этапам: торговля, от нее к накоплению капитала и деятельности банков; они уже, в свою очередь, начинают инвестировать в производство и сельское хозяйство, а у нас последняя часть выпадает. Даже если уйдет производство, Волгоград проживет и на торговле. Но проживет ли только на ней страна?
В ТО ЖЕ ВРЕМЯ
Месяц назад арбитражный суд Ростовской области признал банкротом ООО «Таганрогский автомобильный завод». Объем задолженности предприятия по текущим платежам составляет более 170 млн рублей, проведено сокращение 2,6 тыс. сотрудников. Завод прекратил производственную деятельность.
На Урале в марте бастовали рабочие Златоустовского металлургического завода - в начале 2014 года предприятие уволило около 2 тыс. человек. Людям до сих пор не выдали зарплату за ноябрь. В Миассе Челябинской области ОАО «Автомобильный завод «Урал» перешло на сокращенную (четырехдневную) рабочую неделю из-за кризиса на рынке грузового автомобилестроения.
На Заволжском моторном заводе рискуют потерять работу 500 сотрудников. Руководство Ульяновского автозавода (УАЗ) решило ввести неполный рабочий график для 6128 человек, чтобы избежать сокращения персонала. В апреле-мае сотрудники предприятия будут отправлены в двухнедельный отпуск. Причина - слабые объемы продаж продукции.
По словам председателя совета директоров Новолипецкого металлургического комбината Владимира Лисина, в ближайшее время банкротство ждет несколько крупных российских металлургических компаний - задолженность перед международными кредиторами в десятки раз превышает их годовые прибыли. Так что к середине 2014 года в стране появится армия безработных.
Ирина Ребрикова
Фото ИТАР-ТАСС