Общественные и социальные новости
2478 | 0

Госуслуги замедленного действия

Госуслуги замедленного действия
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Казалось бы, это так удобно - оформить через интернет заграничный паспорт. Не выходя из дома оплатить штраф ГИБДД или, лежа на диване с ноутбуком, записать ребенка в первый класс. Почему же мы продолжаем ходить по чиновничьим кабинетам и отстаивать возле них длинные очереди?

Идея портала госуслуг была обнародована в 2009 году, тогда же Владимир Путин поставил задачу: к 2018 году к пользованию электронными услугами должны быть привлечены не менее 70% населения.

Уже в 2010-м появился сайт, где каждый житель с доступом в интернет мог бы не только оформить нужные бумаги, но и проверить свою задолженность по налогам, коммуналке и даже взять кредит. По опубликованным данным, на все про все было потрачено примерно 600 млн рублей. И как же это дорогостоящее хозяйство заработало?

Спустя два года специалисты признали, что только 2,5% заявлений в госорганы были поданы в электронном виде. Такими темпами программа охвата 70% населения мобильными госуслугами будет выполнена лет через 30. В чем же дело - в косных людях, в косных бюрократах или в чем-то еще?

На главной странице сайта www.gosuslugi.ru, разработанного в Министерстве связи и коммуникаций, изображен флаг России и выведен лозунг «Госуслуги прозрачны как никогда!». Меню обнадеживает. здесь можно сделать едва ли не все, что требуется в повседневной жизни: оформить пенсию, оплатить счета за ЖКУ, заплатить штрафы, узнать задолженность по налогам - всего порядка 70 услуг. Но...

Для начала необходимо зарегистрироваться. Казалось бы, ничего сложного - каждый пользователь интернета делал это множество раз. Однако только на «госуслугах» эта процедура превращается в целое приключение (или злоключение?). Для того чтобы стать полноправным пользователем портала, надо не только заполнить огромную анкету, но и получить код активации. Придет он не на электронную почту и даже не на телефон. За кодом придется ехать в офис Рос­телекома или ждать, когда его принесет письмом обычный почтальон. То есть, для того чтобы пройти простую регистрацию на сайте, понадобится несколько дней, а при нашей почте и недель. И хотя чиновники утверждают, что это уже сделал миллион человек, поневоле засомневаешься.

«Громоздкая процедура регистрации должна быть исправлена, - признает проблему и советник министра связи и коммуникаций Дмитрий Сатин. - Чтобы привлечь людей к пользованию порталами, на регистрацию должно уходить не больше 60 секунд, на получение услуги - 3 минуты». Вот только когда это станет возможным, не знает даже г-н Сатин.

Отчасти прояснил ситуацию директор департамента развития электронного правительства Минкомсвязи Алексей Козырев. Он сообщил, что пароль вскоре будут высылать на номер мобильного телефона и необходимость ждать его неделями просто отпадет. Но разве это единственная недоработка?

Сегодня самая популярная услуга - оформление загранпаспорта. В сезон отпусков никто не хочет ждать его целый месяц, а сайт госуслуг обещает  сделать это быстрее обычного. Вот только на практике это не всегда получается.

«Заявление на «госуслугах» приобрело статус «Принято» 9 апреля, но на сдачу документов и фотографирование пригласили 21 июня! Прибавьте еще месяц на оформление. Получается, паспорт будет готов через 4 месяца! Посоветовали прийти и сдать в общей очереди», - жалуется кто-то из посетителей форума на сайте.

Дмитрию Сатину повезло больше: он, по его словам, смог оформить через интернет загранпаспорт на ребенка всего за 2 дня. «Потом все знакомые подходили и спрашивали, как это возможно», - поделился советник министра. Думается, фамилия Сатина тут сыграла не последнюю роль...

Записаться на прием к врачу тоже можно через сайт гос­услуг. Но вовсе не факт, что человек в итоге к врачу попадет. «Записалась в поликлинику, пришла в назначенное время, а мне говорят, что никакой электронной очереди не существует. Оказалось, что я зря тратила время», - говорит еще одна пострадавшая.

И таких не раз-два и обчелся, а сотни, тысячи. В Екатеринбурге, например, несовершенство этой системы довело людей до нервных срывов. Выполняя указания правительства, здесь решили провести запись детей в первый класс по интернету через сайт госуслуг. Многие жители города специально ради этого покупали компьютеры, подключались к сети. В назначенный день тысячи людей стали нажимать одни и те же ссылки, пытаясь разобраться в хитросплетениях сайта. И он просто завис.

«Вы даже не представляете, какой это кошмар - беспомощно смотреть на белые страницы, не зная, пойдет ли мой ребенок в школу или нет!» - поделился впечатлениями от пользования электронными госуслугами один из жителей города.

Тем временем Дмитрий Сатин обнадежил, что в будущем предложение электронных госуслуг будет учитывать особенности региона. Скажем, Краснодарский край отличается тем, что там регистрируется больше всего индивидуальных предпринимателей. Объясняется это просто: с наступлением сезона люди начинают сдавать жилье туристам, поэтому регистрируют свой бизнес. Осенью, с окончанием сезона, они его закрывают. Пройти эти формальности многим краснодарцам было бы удобнее по интернету. Вот только произойдет это в том случае, если государство предоставит и такую услугу в виртуальном пространстве. Пока же абсолютному большинству россиян удобнее сделать это по старинке.

Наталья Пуртова

Карикатура А. Хорошевский

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.