Город
3787 | 0

Главный транспорт Москвы: метров новом году ждут буква «Ё», «вагон тишины» и вход по отпечаткам пальцев

Главный транспорт Москвы: метров новом году ждут буква «Ё», «вагон тишины» и вход по отпечаткам пальцев
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

В прошедшем году появились инициативы, которые хоть и вызвали критику, но тем не менее имеют все шансы воплотиться в жизнь.

Вероятно, в названия станций метро вернется буква «Ё», на МЦК появятся «вагоны тишины», а наличие проездного электроника определит по отпечаткам пальцев или выражению лица.

Вернуть законную букву «Ё» в названия станций предложила депутат Мосгордумы, ректор Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина Маргарита Русецкая. Она заявила, что уже много лет существует традиция, согласно которой опальная буква не обозначается.

«Это вызывает затруднения, скажем, у иностранцев, изучающих русский язык, у туристов, а порой приводит и к искажению исторического названия», - считает Русецкая.

Например, станция «Планерная» исторически называлась «ПланЁрная» - так ее объявляли еще в 1975 году, когда она была открыта. Но из названия исчезли две точки, и ударение само собой переместилось на первый слог.

Филологи напоминали московским властям, что слово «планЁр» французского происхождения и, исходя из особенностей этого языка, буква «Ё» вместе со старым ударением должна остаться в названии. Но чиновники ученых не послушали, и уже в 90-е станция стала объявляться как «ПлАнерная».

Ликвидация неугодной буквы началась еще в 60-е годы. В октябре 1961 года была открыта станция «Филёвский парк». Название на стене станции решили упростить и написать букву «Ё» без точек. В том же году станция «Сталинская» была переименована в «Семеновскую», и здесь история опять повторилась. Почему власти решили экономить на отверстиях в стене, никто толком не знает. Но затем последовали «Молодежная», «Савеловская», «Теплый Стан», «Воробьевы горы» - и все тоже без точек. Самые внимательные пассажиры возмущались, предлагая метрополитеновцам прочитать эти названия с буквой «Е» и признать наконец, что звучат они как минимум странно. Но потом москвичи привыкли к обесточенной букве, и все забылось.

Давняя традиция была прервана в 2014 году после открытия станции «Тропарёво». Впервые за последние десятилетия название станции было написано так, как требуют нормы русского языка - с двумя точками. Интересно, что дизайн станции разрабатывался студией Артемия Лебедева, который ненавидит эту букву и на своем сайте называет ее «недобуквой», а использование ее - насилием над читателем. Поэтому сказать спасибо за возвращение классического русского языка в метро все-таки надо не дизайнерам, а сотрудникам метрополитена и мэрии.

Вторым пришествием буквы «Ё» в метро стало начало работы станции «Хорошёвская» в 2017 году. «Она станет второй станцией столичной подземки, в названии которой будет прописана эта буква», - особо подчеркнул такой исторический факт руководитель Департамента строительства города Москвы Андрей Бочкарев во время выступления перед журналистами.

Вероятно, в 2020 году инициатива депутата Маргариты Русецкой получит поддержку и буква «Ё» вернется в метро на законодательном уровне. Впрочем, пересмотр названий может произойти и на столичных улицах - по-видимому, здесь она тоже побывала в опале.

НА МЦК ХОТЯТ ПРИДУМАТЬ «ВАГОН ТИШИНЫ»

О «вагонах тишины», в которых нельзя будет разговаривать по телефону, ходить без необходимости и вообще проявлять какую-либо активность, рассказал журналистам председатель Союза пассажиров России Кирилл Янков. Этот проект обсуждался на платформе «Активный гражданин». Были предложены три варианта ответа: «Да, такие «вагоны» нужны», «Нет, это может создавать неудобства для меня и других жителей» и «Это должны решать специалисты». По словам специалистов, идея уже реализована во многих европейских странах.

В так называемых вагонах тишины пассажирам будут рекомендовать отключать звук на мобильных устройствах, не разговаривать по телефону и даже не слушать громкую музыку в наушниках. При этом голосовое информирование будет работать в обычном режиме.

Между тем сами эксперты отнеслись к инициативе прохладно.

«На городских маршрутах я не вижу в этом смысла. В среднем пассажир в «Ласточке» едет по МЦК 20-25 минут - это не так много. А частые остановки - это всегда шум: пассажиры заходят и выходят, проходят через вагоны. Пассажир обычно садится в тот вагон, который ближе к месту, куда он подошел на платформе. Поэтому эту идею целесообразно реализовывать на пригородных маршрутах, которые едут 2-3 часа», - предложил Янков

Он пояснил, что, скорее всего, внутри таких вагонов на табло будет отображаться объявление о том, что они являются тихими. Помимо этого, есть возможность сделать вибрирующие кресла, которые будут предупреждать пассажира о приближении станции.

Об итогах голосования на «Активном гражданине» власти пока не сообщали. Зато пользователи Сети не поскупились на ехидные комментарии в адрес инициативы. Кто-то предлагал создать «курящие вагоны», многие были за то, чтобы пассажиры с детьми ехали в отдельных вагонах, но больше всего лайков получило предложение сделать вагон для быстрых свиданий - молодым интересно, да и рождаемость повысится.

ПАССАЖИРЫ БУДУТ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЛИЦО ВМЕСТО «ТРОЙКИ»

Возможно, в 2020 году станет окончательно ясно, приживется ли в метро система видеонаблюдения с функцией распознавания лиц. Недавно она начала работать на станции метро «Октябрьское Поле». В пресс-службе подземки объяснили, что по трафику и многим другим параметрам эта станция считается среднестатистической, поэтому эксперимент проводится именно здесь.

Уже ясно, что камеры расположены на турникетах, которые работают на вход и выход. Они находятся на уровне лица взрослого человека. Когда пассажир прикладывает проездной, камера загорается зеленым. Правда, власти детально не объяснили, зачем это надо. Пока есть две версии: согласно первой, система призвана распознавать преступников, согласно второй, она будет «видеть» людей, купивших проездные билеты.

«На данном этапе камеры предназначены только для обеспечения безопасности, но решение об окончательной конфигурации и архитектуре проекта, порядке его внедрения и сроках работы пока не принято», - довольно туманно объяснили журналистам в метро.

Между тем специалисты допускают, что, скорее всего, в будущем технологию можно будет использовать для оплаты проезда. То есть пассажиру уже не понадобится прикладывать билет к валидатору, а есть у него билет или нет, определит электроника.

Заместитель генерального директора компании - разработчика билетных систем Тимур Аитов рассказал, что для этого систему распознавания лиц нужно подключить к единой биометрической системе, где будут храниться цифровые образцы биометрии пассажира.

Однако специалисты не скрывают, что на практике система распознавания лиц будет выдавать много ошибок. Пассажиры уже сейчас волнуются, придется ли им снимать очки и головные уборы, а также что делать детям, которые до камеры не дотягиваются. Журналисты и блогеры интересуются, не станет ли эта система такой же бесполезной, как разрекламированные в свое время рамки-металлоискатели.

Перед Новым годом в Сети появились неофициальные сообщения, что сканировать будут не лицо, а отпечатки пальцев или ладони. Но эксперты считают, что смысл проекта пропадает, если на входе в метро останутся турникеты: пассажирам придется останавливаться, чтобы посмотреть в камеру или приложить палец к считывающему устройству. Это занимает время, и проход пассажиров окажется замедлен. Не проще ли оставить все, как было раньше?

Наталья Пуртова.

Фото: ADOBE STOCK,

агентство «Москва»/Д. Воронин.

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.