Телефонные жулики продолжают разрабатывать все новые способы обмана. Суммы, которые отдают люди, порой просто колоссальные. Например, недавно одна пожилая москвичка перевела мошенникам 28,2 миллиона рублей. Все началось с телефонного звонка, в котором аферист представился сотрудником сайта госуслуг и сообщил, что с ее счета кто-то пытается вывести 1 миллион рублей. Потом к делу подключились и другие «сотрудники» - от банков до полиции. Женщина, следуя указаниям мошенников, бегала по городу, оформляла кредиты и переводила деньги по так называемым безопасным счетам. Жертве было строго-настрого запрещено кому-либо сообщать о происшествии под предлогом, что за ней следят, и в случае разглашения информации ей грозит уголовная ответственность за раскрытие «оперативной информации».
Мошенники постоянно совершенствуют свои схемы. Одним жертвам излагают уже почти классическую историю о том, что «деньги с вашего счета перевели на поддержку ВСУ», другим сообщают, что они должны заключить договор с телефонным провайдером или своей энергосетью. Граждане, особенно пожилые, часто неспособны сопротивляться и верят, что все объяснится после проведения «проверки». В итоге, следуя указаниям незнакомцев, они выполняют свои «задания», не осознавая всей серьезности ситуации.
Многие жертвы впоследствии настаивают, что почти ничего не помнят о происходящем: как они заходили в банк, брали кредиты и снова подавали заявки. «Я был как зомби», - говорят эти люди, добавляя, что слышали о таких мошенничествах, но в момент звонка их сознание отключилось.
Как же мошенники добиваются такого эффекта? Это не гипноз и не нейролингвистическое программирование (НЛП), как может показаться на первый взгляд. Жулики «работают» по заранее разработанным скриптам, которые отточены на тысячах людей. Главная цель - сохранять жертву в состоянии напряжения и не давать ей возможности опомниться. Часто в этом процессе участвуют несколько человек, которые запутывают и пугают потенциальную жертву.
Психолог Анна Гурцкая утверждает, что жертвами мошенников чаще становятся люди двух категорий: слишком уверенные в себе, которые считают, что никогда не попадают на уловки, и те, кто крайне не уверен и всего боится. Граждане, находящиеся «посередине», как правило, более защищены, так как осознают риск и могут более здраво оценить ситуацию.
Как же происходит надувательство? Мошенники придерживают жертву на поводке, используя так называемое правило трех да. Они агрессивно задают вопросы, на которые человек дает положительные ответы и как бы привыкает со всем соглашаться. Например: «Вы живете на третьем этаже?», «Вас зовут Василий Петрович?», «Вы готовы сотрудничать с ФСБ?».
Многие жертвы, пережившие общение с мошенниками, впоследствии не смогли вспомнить детали разговора. Это защитная реакция, которая помогает людям справиться с чувством стыда за свою внушаемость. Гораздо проще думать, что вас загипнотизировали, чем признать, что вас обвели вокруг пальца.
Чтобы избежать подобной ситуации, эксперты советуют использовать фразы-ремешки, например: «Я не беру трубку, когда мне звонят с незнакомого номера». Также важно помнить, что сотрудники банка никогда не будут запрашивать личные данные по телефону, а сотрудники госуслуг никогда не звонят клиентам.
Важно понимать, что мошенники могут использовать различные каналы связи, включая мессенджеры. Поэтому, разумеется, следует быть осторожным и не доверять звонкам с незнакомых номеров, особенно если речь идет о деньгах и личной информации.
Олег Павлов.
Фото: LEGION-MEDIA