Общественные и социальные новости
7663 | 0

Движение хипстеров в России набирает обороты

Модные кафе и клубы Москвы и Питера заполонила молодежь в растянутых свитерах, с айфонами и отстраненным взглядом из-под роговых очков. Все больше и больше ребят в столицах примыкают к субкультуре хипстеров, считая себя новой интеллектуальной элитой. Кто такие хипстеры и почему это движение набирает обороты?

Движение хипстеров в России набирает обороты
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

БЕГСТВО ОТ ПОПСЫ

С Машей мы встретились в одном из излюбленных хипстерских местечек - кафе в центре Москвы.

- Зови меня Марусей. Имя Маша не соответствует моему самовосприятию. В этом имени нет моей индивидуальности. Я так себя не чувствую, - заламывает тоненькие ручки в безразмерной «бабушкиной» кофте моя юная собеседница.

Маше, то есть Марусе, 18 лет. Она студентка одного из столичных вузов. Специальность вполне приземленная - экономист. Но и тут как с именем - это был выбор родителей, Маруся «себя так не чувствует».

- Маруся, а что для тебя главное в понятии «хипстер»? Без чего хипстером быть нельзя?

- Многие думают, что хипстер - это только очки в роговой оправе и айфон, но все гораздо сложнее, - философствует девушка. - Хипстеры появились в Штатах, когда молодежь устала от войны и хотела жить полной, интересной жизнью без политики. Они слушали джаз и читали классные книжки. У нас в СССР стиляги - это те же хипстеры. И вот сейчас новая волна. В принципе это объяснимо: слишком сильно давит государство - кризисы, кредиты и прочая бытовуха. Мне кажется, что молодежь в какой-то момент устает от бреда, который идет по телику, от попсы, промывки мозгов, агрессии политиков, офисных ценностей и хочет отгородиться от всего этого в своем мире кино, книг, музыки, творчества. А внешние элементы - это не только стиль, но и система опознавания «свой - чужой».

Посетителям кафе-клуба еще далеко до 30 лет. Худощавые, с отстраненным видом молодые люди и девушки, попивая кофе, что-то усиленно высматривают в планшетниках и смартфонах. В руках iPhone или iPad, иногда и то и другое одновременно. У многих рядом лежат фотоаппараты и молескин (записная книжка в кожаном переплете). Тонкие ноги хипстеров облеплены узкими джинсами наподобие лосин, которые смотрятся еще тоньше на фоне огромных ярких кед. На хрупких плечиках болтаются клетчатые рубахи, раритетные майки или растянутые «бабушкины» свитера. Вне зависимости от качества зрения хипстеры носят очки с диоптриями, без диоптрий или вовсе без стекол, но, главное, в толстой роговой или яркой пластмассовой оправе.

ОНЕГИНЫ С АЙФОНАМИ

Однако не только внешние атрибуты определяют хипстера, но и соответствующий внутренний настрой, психологическая установка. Юные хипстеры, как байронические герои - Чацкие, Онегины, Печорины, Базаровы, - видят особый шик в сплине и с пресыщенными мордашками делают фото себя, любимых, на фоне дождливых окон в темных кафе. Хипстеры претендуют на элитарность, интеллектуальность и оттого считают свой снобизм абсолютно обоснованным. Поэтому айфон, узкие штанишки, очки в роговой оправе должны сочетаться с идейно верными убеждениями и увлечениями: быть вялым, апатичным, холить свой продуманный стиль, читать, смотреть и слушать одобренное хипстерским сообществом, плевать на попсу. В среде хипстеров модно быть немодным, идти вразрез с массовой культурой. Вот тут-то и кроется подвох. Если еще лет пять назад хипстер действительно выбивался из общей массы молодежи, то сегодня все наоборот: более попсовой и растиражированной молодежной субкультуры в столицах трудно найти.

Хипстеры воротят носики от материальных ценностей и мещанства, но одновременно с этим любят проводить время в модных местах и покупать дизайнерские вещи и последние технические новинки. Выражение to be hip, от которого произошло слово «хипстер», так и переводится - «быть в курсе». Значит, нужно соответствовать. Хотя бы делать вид, что понимаешь арт-хаус и постмодерн.

- Часто слышу упреки, что мы читаем и смотрим только то, что хвалят критики, - поджимает губки Маруся. - Но мы хотя бы читаем и смотрим! В среде хипстеров стыдно не читать книг и не смотреть авторское кино. Некоторые через не хочу начинают читать Паланика, Гессе, смотреть Бергмана - чтобы просто «вписаться в стиль». А потом втягиваются и делают это с удовольствием. Уже не для того, чтобы быть хипстером, а потому что интересно.

САМ СЕБЕ ТВОРЕЦ

Вся жизнь хипстера протоколируется в соцсетях. Фейсбук и твиттер для хипстера как воздух и вода. Без них он выпадает из пространства лайков и комментариев, чувствуя себя заброшенным на необитаемый остров. В работе для хипстера главное - креативность. Чем бы ни занимался, хипстер считает, что он уже и дизайнер, и блогер, и фотограф, и создатель всего самого необычного на свете в одном лице.

- Мы уже с друзьями запускаем свой креативный проект, - серьезно хмурит лоб Маруся. - Учеба - так, для галочки. Все равно я потом поеду учиться в Лондон в школу дизайна. Лондон - это абсолютный стиль. Вот эта туманность, снобизм, легкая тоска и пасмурное небо - то, что резонирует с моим состоянием.

Проект - отдельный пароль. Как правило, проектами хипстеры называют какую-то неопределенную идею, которую они вот уже второй месяц интенсивно обсуждают за стаканчиком латте в модных кофейнях.

Слова «креативный» и «проект» хипстер употребляет, говоря практически о любой своей деятельности от готовки омлета на завтрак до новой работы. Хотя настоящий хипстер практически никогда не унизится до «работы» или по крайней мере не признается в этом. Работа в классическом ее понимании - удел серой массы. Тем, кто видит мир через оправу очков Ray Ban или камеру iPhone, трудовая дисциплина, офис без «творческой атмосферы» и график с 9 до 18 кажутся унылым прозябанием. Скучные специальности, где нет возможности выразить свое уникальное творческое Я (например, зашить пациенту рану крестиком или выучить первоклашек писать справа налево, а не как обычно), не для них. Хипстер пытается всеми силами реализоваться, что совсем неплохо. Правда, сферы для этой реализации у него ограничены исключительно «свободными» профессиями. А то, что часто толку от таких «проектов» ноль, хипстера особо не огорчает. Тем более провальные проекты надежно страхуются зарплатами «скучных» родителей.

Хипстер хоть и ставит себя в оппозицию массовой культуре, но, так же как и масскульт, безыдеен, инфантилен и апатичен. Мнимые оппозиционеры не приемлют эпатажных форм протестов против социальной действительности. Не разгуливают в ярких одеждах и цветах, как хиппи, не начесывают ирокезы, как панки, не режут вены, как эмо, и не ночуют на кладбищах, как готы. Свое фи системе они выражают безучастием.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Мария Белых, психотерапевт, семейный психолог-консультант:

- Каждое новое поколение предъявляет и новый вариант конфликта отцов и детей, образуя свою субкультуру. Для подростков их «стая» должна быть не такой, как все, отличаться сленгом, правилами, внешними атрибутами, взглядами на жизнь. Хипстеры - порождение общества потребления, очередное наполнение давно известных форм подростковых субкультур: хиппи, панки, рокеры, рэперы, эмо... Просто в качестве определяющих признаков выступают наиболее модные в это время тенденции. Претензия на интеллектуальность, напускная апатия - это не разочарование в жизни и крах поколения, для хипстеров это точно такие же метки, как айфон и роговые очки. Не нужно их за это осуждать или с этим бороться. Когда юный хипстер обзаведется семьей, займет свою нишу, он перерастет и свои узенькие джинсы, и апатию.

Екатерина Люльчак

Фото FOTOLIA.COM

 

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.