Прокуратура обяжет директоров школ подавать списки учеников «группы риска». Министерство образования решило, что, занося «проблемных» детей в прокурорский реестр, можно снизить уровень детских правонарушений. Сейчас детская комната полиции занимается теми, кто уже совершил правонарушения. А прокуратуре хотелось бы заранее иметь списки потенциальных правонарушителей.
ПРИКРЫТИЕ ДЛЯ МИНОБРА
Такая инициатива большинству экспертов, работающих с детьми, кажется не просто бессмысленной, но и откровенно вредоносной.
«По тому же Отрадному мы знаем, что нередко ужасные противоправные действия совершают дети, кого ставили в пример, - отличники, из благополучных семей. Да и навешивание ярлыков по личному мнению учителей и директора - крайне субъективно, - говорит кандидат педагогических наук, политик Владимир Бурматов. - Я вспомнил свой класс, вполне благополучный, там учились нормальные ребята, но по большому счету две трети класса можно было занести в такой список. Было бы желание, основание всегда найдется. И, честно говоря, не думаю, что прокуратура - это тот орган, который мог бы эффективно взаимодействовать с детьми 7-16 лет».
Как полагает собеседник «Мира новостей», эта инициатива нужна «одному человеку - министру образования Дмитрию Ливанову. Для него это способ прикрыться детьми и сохранить свое кресло в случае повторения сценария в Отрадном. Теперь Ливанов сможет снять с себя ответственность, делая крайними директоров. Кто виноват? Директора, которые недоглядели и не занесли вовремя ребенка в черный список. Эта инициатива ставит под угрозу директоров школ, которые и так находятся под сильным прессингом. А разменной монетой этого циничного закона становятся дети».
И никто не сможет противостоять этой инициативе в случае ее одобрения. «У нас по закону без объяснения причин могут уволить только директора. А родители сейчас находятся в самом бесправном состоянии, они готовы молчать и платить бесконечные взносы только ради того, чтобы ребенка не травили и относились к нему нормально», - считает заместитель директора ГОУ Центра образования №1804 Андрей Курбатов.
УГОЛОВНОЕ КЛЕЙМО ВМЕСТО ДВОЙКИ ЗА ПОВЕДЕНИЕ
Психологи уверены, «превентивное» навешивание ярлыка «проблемного ребенка» таковым его в итоге и сделает. Сам факт попадания в группу риска - для детей определенная маркировка, которая и будет провоцировать соответствующее поведение. Подросток с его максимализмом и ранимостью рассуждает просто: «Ах так? Я в черном списке? Ну так получите чего ждете!»
«Но никакого предотвращения девиантного поведения мы не получаем. Потому что рычагов воздействия даже на ребят из черного списка до совершения ими конкретного правонарушения нет. Мы получим не только дополнительную бумажную работу и искалеченную психику детей, но и массовые судебные иски от родителей, которые с полным правом будут выигрышными. Почему кто-то по своей прихоти, из-за плохого настроения, предвзятого отношения к ребенку может занести его в группу риска? Объективных критериев ведь нет. Пришел учитель на взводе, а кто-то болтает на задней парте, так почему бы не занести его в черный список на всякий случай? - рассуждает Бурматов. - Сегодня эта инициатива запущена в качестве пилотной в нескольких округах Москвы. Этим лучше и ограничиться, отказавшись от нее через полгода. Запускать же ее по всей России ни в коем случае нельзя. В столице есть хотя бы школьные психологи, которые могли бы профессионально работать с проблемными детьми и оценить психическое состояние ребенка. В глубинках таких специалистов нет».
СПИСКИ ДЛЯ КОРРУПЦИОНЕРОВ И ПЕДОФИЛОВ
Если же Минобр не откажется от этой идеи, ситуация может развиваться следующим образом. «Вот нахулиганил ваш ребенок. Вас вызывают и говорят, знаете, уважаемый, если вы ребенка от нас не заберете, мы занесем его в группу риска и передадим списки в прокуратуру. Появляется новый импульс для развития коррупции. Потому что эта ситуация, скорее всего, закончится предложением «помочь» чем-нибудь школе в обмен на замятый инцидент», - моделирует ситуацию Андрей Курбатов. - Есть еще момент: профилактика, о которой говорят авторы инициативы, - результат воспитания. Но в 92-м году из закона об образовании функции воспитания и развития в школах были исключены. Специалисты по этим профилям с этого времени не готовились. Концепция воспитания с того времени изменилась - теперь у нас деидеологизация и деполитизация. И хотя на разработку новой концепции воспитания выделены колоссальные деньги - более 700 млрд, ничего не появилось. Деньги исчезли, а результатов нет».
Однако и это не самое страшное, к чему могут привести пресловутые списки. «Незадолго до того, как Устинов прекратил свою деятельность на посту генерального прокурора РФ, он выступил с докладом о том, что образовательные учреждения стали использовать как фискальные ведомства, которые все персональные данные детей и родителей собирают в персональную базу данных. При этом с тех же самых пор сильно изменилась статистика без вести пропавших детей, - рассказывает Андрей Курбатов. - После того как эта база была создана, число пропавших детей увеличилось в три раза. Общественные организации обратились к Устинову с просьбой проверить, как используются эти базы данных. И выступая при мне, Устинов сказал, что действительно дети пропадают чаще и есть сведения, что этой базой пользуются чиновники, которые продают информацию о детях, получая по 80 и более тысяч долларов». Вряд ли это совпадение: появляется база на учеников, она незаконно распродается чиновниками и тут же растет число без вести пропавших детей. Причем очень часто пропадают дети именно из групп риска, которые раньше убегали из дома, но начали пропадать и дети из благополучных семей. Вскоре после этого доклада Устинова сняли, тема была забыта. Но если все-таки факт продажи информации о детях озвучил генеральный прокурор, то возникает вопрос: что будет после введения данной инициативы? А будет то, что «пропасть» ребенку станет еще проще. Пропал подросток - а что вы хотели? Он же из группы риска.
ВАЖНО
С тех пор как все данные детей и родителей стали собирать в персональную базу данных, число пропавших детей увеличилось в 3 раза.Базой пользуются чиновники, которые продают информацию о детях, получая по 80 и более тысяч долларов.
КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА
Марк Сандомирский:
- Мера представляется вынужденной, как ответ на рост агрессивности и отклоняющегося поведения подростков. Но, скорее всего, это относится к тем благим намерениям, которыми вымощена дорога в педагогическую запущенность и дальнейшую криминализацию подростковой среды. Главное, что будет происходить, - клеймение «проблемных» учеников и их маргинализация в классе. При этом напряженность в коллективе может еще более возрастать.
Если же школа будет отказываться от воспитательной функции и замещать ее уголовно-исполнительной, то превратится в школу криминальную, или уголовно-воспитательную, станет рассадником антиобщественного поведения для детей и подростков (для взрослых именно такую функцию выполняют многие учреждения системы исполнения наказаний). И задача школы - не наказывать агрессивных подростков, а помогать им стать менее агрессивными. Некоторых же нужно в прямом смысле слова лечить, поскольку их неадекватное поведение оказывается следствием гиперактивности и нарушений развития (социализированное, несоциализированное, оппозиционное расстройство). Для этого учить их справляться с собственной агрессией. Школе нужно учить детей сочувствию, коллективизму, а не жить по законам криминальной стаи.
Екатерина Люльчак
Карикатура А. Хорошевский