Общественные и социальные новости
1286 | 0

Что происходит с рублевской «Троицей»?

Богослов Павел Флоренский утверждал: «Есть «Троица» Рублева, следовательно, есть Бог».

Что происходит с рублевской «Троицей»?
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Однако сегодня искусствоведам почти ничего не известно о судьбе этой знаменитой иконы, которая была передана из Третьяковской галереи в Троице-Сергиеву лавру. Надлежащим ли образом заботятся об этом шедевре?

КОМУ ОНА НУЖНЕЕ?

В середине мая этого года РПЦ объявила, что знаменитая «Троица», созданная Андреем Руб­левым в первой четверти XV века, перейдет в собственность церкви. В Кремле объяснили это решение значимостью иконы для верующих россиян. Этот раритет, который должен был храниться в особых условиях под постоянным наблюдением специалистов, теперь находится в храме, и реставраторы лишены к нему доступа. Шедевр XV века может быть утрачен, если не будет должным образом сохранен. Недавно директор Эрмитажа Михаил Пиотровский заявил, что «в данный геополитический момент сакральное значение памятника важнее его художественной ценности». Но ведь это не просто икона на деревянной доске!

«СЛОВНО ОБЫКНОВЕННАЯ ДОСКА»

Сотрудница отдела древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи Екатерина Гладышева рассказала в интервью «МН», что сейчас специалисты не имеют информации об иконе. Ее слова подтвердил историк искусства Михаил Золотоносов: «Я знаю, что «Троицей» владеет церковь и икону перевозят куда хотят без необходимых мер предосторожности, словно это обыкновенная доска. Жаль, что культурное значение для представителей церкви не имеет значения».

Михаил Золотоносов считает, что «Троицу» РПЦ получила незаконно, без официального документа от властей. Все бумаги между лаврой и Третьяковкой были подписаны чуть ли не под страхом открытия уголовного дела. Заправлял этим процессом первый замминистра культуры Сергей Обрывалин. Покинув Третьяковскую галерею, икона некоторое время находилась в храме Христа Спасителя, а затем ее передали в безвозмездное пользование Троице-Сергиевой лавре. Музейное сообщество било тревогу, но на их возмущение уже давно не обращают внимания. Однако именно искусствоведы и реставраторы когда-то открыли ценность «Троицы». По мнению исследователей, главное значение иконы - не религиозное, а искусствоведческое. Считается, что это огромный вклад древней Руси в христианскую иконографию.

СПАСЕНИЕ «ТРОИЦЫ»

Почти пятьсот лет шедевр провисел на стене в соборе Троице-Сергиевой лавры, и никто не обращал на него внимания. А зачем? Эта икона не мироточила и чудес не творила. Вскоре после создания ее замазали «поновлениями», четыре слоя которых не оставили никакого следа от первоначального образа. Искусствоведы напоминают, что в храмах XVIII века верхом совершенства считались лубочные комиксы Семена Ушакова - они нравились народу.

Процесс возвращения «Троицы» миру реставратором Василием Гурьяновым занял не один год. Работа началась в 1904-м. Анализ изначального образа и его консервация были окончены последователями мастера в 1919 году. Только когда в XX веке иконографию стали рассматривать как искусство, картину окончательно расчистили, восстановили и обнаружили чудо - изображение трех ангелов. Сюжет иконы рассказывает о том, как Авраам встречается с посланниками Бога, которые возвещают ему о миссии - воспитании Иисуса, в будущем главы народа иудейского.

Церковь истолковывает этот сюжет по-разному, одна из знаменитых версий гласит: таким образом Создатель донес до людей истину о триединстве ипостасей Бога. Позже большую роль в открытии ценности «Троицы» сыграл фильм Тарковского «Анд­рей Рублев». Режиссер помог широкому кругу зрителей постичь смысл задуманного Рублевым. Он рассказал, как через образ трех ангелов иконописец явил Господа Вседержителя.

ЗАКОН, КОТОРЫЙ ДЫШЛО

По действующему законодательству шедевры из государственного музейного фонда не могут перестать быть музейной собственностью, если только они не утрачены, не разрушены и их историко-культурная, научная, художественная ценность не подтверждена. Или если нет судебного решения об их изъятии, вступившего в законную силу. Где бы ни находился музейный экспонат, ответственность за его судьбу лежит на музее. Внятного закона, который регулировал бы передачу ценностей из музея, нет. Но есть подзаконный акт, постановление правительства «О порядке передачи религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения, отнесенного к музейным предметам и коллекциям». Именно этот акт стал единственным документом, согласно которому «Троица» передана церкви на 49 лет с возможностью продления, и сейчас она в лавре, а не в галерее.

Такой длительный срок, да еще с возможностью пролонгации, означает, по сути, что икону отдали навсегда. Это особенно тревожно, потому что, по мнению искусствоведов, шедевр при недостаточном внимании к нему реставраторов может просто развалиться на части: «там три доски, и они не очень хорошо скреплены между собой».

Вообще-то ответственность за сохранность возлагается и на музей, и на Троице-Сергиеву лавру. Согласно договору, который подписали патриарх Кирилл и министр культуры Ольга Любимова, «ответственность делится между двумя сторонами как ее правообладателями». Несмотря на передачу «Троицы» в безвозмездное пользование Троице-Сергиевой лавре, она остается в «оперативном управлении Третьяковской галереи, где икона хранилась с 1929 года». Но какая ответственность может быть у музейщиков, если они уже долгое время «Троицу» в глаза не видели? По непроверенным слухам, на показ верующим вообще выставляют не оригинал иконы, а ее копию. Если это так, где же сейчас находится оригинал?

БОГ «ТРОИЦУ» ЛЮБИТ?

Антоний Борисов, священник:

- До появления иконы Андрея Рублева не существовало адекватного изображения Божественного триединства. Однако именно для русского сознания образ «Троицы» стал особенно близким и понятным. Икона, созданная в эпоху монгольского ига, стала настоящим манифестом христианского понимания устройства государства и общества, которые должны руководствоваться не сиюминутной политической выгодой, но стремлением исполнять правду Божию.

Лев Лифшиц, член комиссии Министерства культуры по особо ценным объектам культурного наследия России:

- Когда я работал в Третьяковской галерее, я ежедневно наблюдал, что происходило в залах, где находились «Троица» и Владимирская Богоматерь. Верующие люди приходили, крестились, вставали на колени, и никто из смотрителей и хранителей никогда не одергивал их и не мешал. Нынешняя история с «Троицей» — это прежде всего идеология.

Андрей Шуман, историк:

- Хрущевская оттепель не только дала толчок развитию авангарда, но и возродила эстетическое восприятие икон. Фильм Андрея Тарковского «Андрей Рублев» (1966) стал авангардом советского кино и воскресил интерес к теме икон. Этот фильм стал лучшей рекламой «Троицы» Андрея Рублева.

Таким образом, в 1960-х годах советский авангард вернул иконам их эстетическую ценность.

Дина Райдер

Фото: LEGION-MEDIA

WIKIPEDIA.

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.