Общественные и социальные новости
2929 | 0

Более 80% россиян ни разу не повышали свою квалификацию

Более 80% россиян ни разу не повышали свою квалификацию
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

 

Более 80% россиян ни разу не повышали свою квалификацию. Мечтая о высокой зарплате, мы почему-то не стремимся совершенствовать знания и навыки. При этом работодатели сплошь и рядом жалуются на дефицит профессионалов.

За результатами различных социсследований по данной теме (а их за последние два года в Москве и регионах проводилось немало) маячит один-единственный образ - Емели на печи. 42% россиян не скрывают, что устраивались на работу по блату. И всего 6% считают, что карьера полностью зависит от знаний и усердия, а не от связей. 92% специалистов частных предприятий и 75% госкомпаний заявляют, что не заинтересованы в профессиональном развитии, так как, по их мнению, вполне соответствуют должности. Доля работников, готовых «учиться, учиться и учиться», с каждым годом неуклонно снижается. В эру системных инноваций Россия, видимо, надеется войти «по щучьему велению», но «по своему хотению» катится в эпоху деградации.

СПЕЦА ПОДАВАЙ!

По словам экономистов, в Западной Европе и США повышение квалификации обеспечивает до 35% прироста национального дохода. В нашей стране каждый уважающий себя человек желает лечиться у опытных врачей, обучать детей с помощью превосходных учителей, ездить на транспорте, собранном мастерами, по дорогам, сделанным не головотяпами. И при этом к повышению собственной квалификации большинство относится как к бесполезному занятию.

«Работодатели неохотно вкладывают средства в человеческий капитал, поскольку не уверены в стабильности бизнеса и пользе таких инвестиций - профессионалов могут просто перекупить конкуренты, - поясняет «Миру новостей» доктор экономических наук Аэлита Шабурова. - К тому же Россия не изобилует высокотехнологичными производствами, требующими кадровой революции. Главная проблема отечественной промышленности - старение персонала. Специалисты предпенсионного возраста уже не думают о собственном развитии, а молодежь еще не думает».

В большинстве стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), куда входят все развитые страны, за счет предприятий обучаются 40-50% работников. В России - от 8 до 15%.

За рубежом сначала проводится мониторинг, анализируется уровень подготовки специалистов, определяются слабые места, ставятся конкретные задачи: нужны такие-то сотрудники с такими-то навыками и в таком-то количестве.

А КАК У НИХ?

В США все крупные промышленные компании, 75% финансовых, транспортных, коммунальных фирм имеют в штате преподавателей соответствующего профиля. Предприятия ежегодно тратят на повышение квалификации сотрудников в среднем 60 млрд долларов.

Средние расходы предприятий Франции на развитие сотрудников достигают 3% их фонда заработной платы. Каждое предприятие с численностью более 10 работников отчисляет на повышение квалификации работников не менее 1% ФОТ.

Японские фирмы тратят на профессиональное обучение в 3-4 раза больше, чем американские. В этой стране непрерывное образование: каждый работник тратит на него примерно 4 часа рабочего и 4 часа личного времени в неделю. Расходы на обучение составляют 2-5% бюджета компаний.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Павел ТРАВКИН, лаборатория иследований рынка труда НИУ ВШЭ: «Дополнительное обучение способствует сокращению уровня безработицы - приобретенные навыки позволяют специалистам оставаться конкурентоспособными на рынке труда; широкому применению современных технологий - повышается производительность труда. К тому же дополнительное профессиональное обучение увеличивает заработную плату. В России - на 4%».

Компании Германии ежегодно тратят на обучение персонала до 9 млрд евро. В профессиональных школах и технических гимназиях, которые контролируются и финансируются местными властями, готовятся кадры для машиностроения, электротехники, строительства, сельского хозяйства. Специалисты для других отраслей проходят через систему ученичества, где практическое обучение на предприятиях сочетается с теоретическим курсом.

ПРОФЕССИЯ ЕСТЬ - СТАНДАРТА НЕТ

Этой зимой минэкономики Омской области вдруг прозрело: в регионе, «сидящем» на неф­тепереработке, чиновники не имеют представления о нефтехимии. Министр отправил подчиненных на курсы в местный вуз. На факультете химии они изучат теорию, а за практикой поедут на омские предприятия. Ликбез обойдется в солидную копеечку. Смысл? А не пробовали сформировать министерство из профессионалов?

В Новосибирской области для повышения квалификации токарей и фрезеровщиков завезли дорогущую технику из Японии. Обучают на ней специалистов, которые потом вернутся к... древним станкам.

А в Иркутской области занимаются переподготовкой медиков - из терапевтов делают кардиологов. В результате увеличились очереди к терапевтам и количество жалоб на кардиологов.

Самое смешное - профессии в России есть, аж 805 наименований. А профессиональных стандартов нет.

«В любой отрасли должны быть модели (образцы) профессий. В экономике они называются макетами профстандартов. Раньше у нас в стране были квалификационные справочники, обновлявшиеся раз в 15 лет. Сейчас они неактуальны - последние датированы 1985 годом, - рассказывает Аэлита Шабурова. - В 2007-м Российский союз промышленников и предпринимателей, понимая, что пора повышать качество рабочей силы, адаптировать профессиональное образование к потребностям экономики, сформулировал «Рекомендации по оформлению профстандартов». Государство их до сих пор не утвердило».

В 2011 году Дмитрий Медведев поручил правительству РФ подготовить программу повышения квалификации инженерных кадров. В 2012-м Владимир Путин потребовал принять стандарты для учителей, а чуть позже обязал Минтруда разработать макеты и для всех остальных. До февраля 2014 года ведомство разобралось лишь с 14 специальностями, включая педагогов. И на том спасибо.

История из жизни

Переобучение медсестры из Челябинской области Ольги Черепановой стоит 6400 рублей. 50% этой суммы женщину заставляют оплачивать самостоятельно. «До отпуска по уходу за ребенком я работала в реанимации. Когда он закончился, меня отправили на повышение квалификации по сестринскому делу. На два месяца выпроводили в другой город, - возмущается Ольга. - Ребенка пришлось оставить с мужем. Во время обучения зарплата не начисляется, к тому же 50% стоимости обучения оплачивает больница, 50% - сам работник. Через год клиника планирует послать меня на обучение по подтверждению категории. Оплата - по той же схеме. Оно мне надо?»

АТТЕСТАЦИЯ НА ГЛАЗОК

Любопытно, что задолго до утверждения профстандартов Минобрнауки вынудил учителей пройти аттестацию, из-за которой многие работники образования в регионах уволились. Минтруда незаконной «переэкзаменовке» не препятствовал, хотя критериев для оценки квалификации педагогов на тот момент не было. Аттестация полицейских и врачей проводилась точно так же. Ну и чего мы ждем от подобных реформ?

На разработку всех макетов государство обещало выделить около 400 млн рублей. Но в конце прошлого года выяснилось, что соответствующий указ президента РФ должен выполняться за счет бизнеса. А захотят ли бизнесмены заморачиваться?

«Без взаимодействия государства, бизнеса и системы образования мы не заставим работодателей вкладывать деньги в обучение подчиненных, а работников совершенствоваться, - рассуждают ученые. - Кадровый голод сдерживает развитие экономики. Опросы директоров по управлению персоналом показывают, что 56% компаний и фирм предпочитают решать проблему дефицита, привлекая сотрудников «с рынка». Им кажется, что дешевле нанять новичков, чем делать ставку на знания и опыт».

«Потому-то в России и происходит профессиональная деградация. Количество заменяет качество, - замечает экономист Аэлита Шабурова. - Я изучала положение в нефтегазовой отрасли и приборостроении, знаю, что творится в научной среде. Высокая текучесть кадров, низкий уровень подготовки специалистов чреваты убытками. Многие регионы это поняли. В Сибири, например, сегодня появляются образовательные кластеры - предприятия кооперируются с вузами, училищами и разрабатывают собственные профессиональные критерии. Они есть у юристов, представителей нефтегазовой отрасли и только что появились у инженеров. У меня это вызывает два вопроса. Где россияне будут повышать свою квалификацию? Если в соответствующих институтах, то они утратили связь с реальностью. Нужны современные программы, созданные при участии бизнеса, научных сообществ и госструктур. И куда после обучения люди будут возвращаться? Если на прежние места, где десятилетиями применяются дедовские способы организации труда, то не стоит ничего менять».

Анна Бессарабова

Карикатура А. Хорошевский

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.