Общественные и социальные новости
1533 | 0

БезОПАСНОЕ катание

БезОПАСНОЕ катание

С приходом тепла по всей стране открываются тысячи аттракционов. Надзорные органы ежегодно рапортуют об их проверках, а трагедии все равно случаются. 

Будут ли когда-нибудь эти аттракционы безопасны и что нужно делать, если получил травму, заряжаясь адреналином?

В России насчитывается около 15 тысяч механизированных аттракционов, которые приводятся в движение двигателями. Но это примерная оценка Союза ассоциаций и парт­неров индустрии развлечений (САПИР). Единого реестра нет.

ЭХ, ПРОКАЧУСЬ!

Ни один весенне-летний сезон не обходится без новостей о батутах, унесенных ветром вместе с детьми, застрявших на скоростных горках отдыхающих или резко остановившихся колесах обозрения. Вот лишь несколько резонансных инцидентов.

Надувной батут, установленный рядом с одним из торговых центров Барнаула, поднялся от порыва ветра, оторвался от забора, к которому был притянут, и лопнул в воздухе. Две маленькие девочки вылетели на трамвайные рельсы и серьезно пострадали. Похожий случай произошел в Улан-Удэ. Там сильный ветер сорвал веревочные крепления и несколько раз перевернул батут в воздухе. Веселившихся на нем в тот момент детей выбросило на асфальт. Четверо малышей попали в реанимацию.

9 мая этого года в Люберцах загорелось работающее колесо обозрения в тот момент, когда на нем были люди. Аттракцион остановили, перевели в ручной режим и эвакуировали 20 человек. Все обошлось благополучно, но страху любители высоты натерпелись. 19 июня в Ижевске четверо взрослых и трое детей застряли на 30-метровой высоте из-за остановки аттракциона «Тополь». Была проведена спасательная операция с участием сотрудников МЧС и подъемника с люлькой.

Надо признать, что в последние годы аттракционов не становится больше. Даже меньше! После того как в 2018 году вступил в силу Технический регламент Евразийского экономического союза «О безопасности аттракционов», не все смогли пройти сертификацию, с рынка ушло порядка пяти тысяч аттракционов. Те, что принадлежат муниципалитетам, - вовсе исчезающий вид.

Оставшиеся в деле теперь обязаны перед началом сезона провести техосвидетельствование и поставить аттракцион на учет в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2019 г. №1939 «Об утверждении Правил государственной регистрации аттракционов».

- Получить сертификат, пройти техосвидетельствование — это еще не самое главное, - рассказал «МН» президент САПИР, председатель технического комитета Союза «Аттракционы» Анатолий Боярков. - Проблема в том, что далеко не все организации, эксплуатирующие аттракционы, готовы вкладываться в обучение персонала, а заставить их сделать это непросто. Москва, например, к этому серьезно подходит, но во многих регионах даже не пытаются поднимать планку операторов аттракционов, хотя от них многое зависит в плане обеспечения безопасности.

НАДЗОР – ЭТО НЕ КОНТРОЛЬ

Нежелание обучаться тонкостям обслуживания аттракционов президент САПИР назвал важной, но не единственной проблемой:

- К сожалению, у нас за аттракционами осуществляется только надзор, но не контроль. То есть региональные инспекции Гостехнадзора, отделы по надзору за аттракционами, административно-технические инспекции проверяют документацию, а если находят какие-то неисправности, составляют акты и рекомендуют устранить недочеты, могут выписать административные штрафы. То есть что-то фиксируют, и все. А нужен федеральный орган по типу Роспотребнадзора, который будет осуществлять постоянный контроль за деятельностью организаций, эксплуатирующих аттракционы.

С недавнего времени отслеживает регистрацию аттракционов почему-то Минсельхоз. На сайте ведомства появилась опция, куда можно ввести регистрационный номер качели, горки, карусели и узнать, легально они установлены или нет. Предположим, нелегально. Что дальше? Как это повлияет на недобросовестного эксплуатанта того же батута? Пока бюрократическая машина раскачается, нелегал свернет свою незаконную деятельность и скроется в неизвестном направлении. Ну и возникает вопрос: а почему именно Минсельхоз занимается аттракционами? Где логика?

По словам Анатолия Вениаминовича, до 2000 года при Минкультуры была инспекция по надзору и контролю за эксплуатацией аттракционов с региональными отделениями. Но ее ликвидировали, а взамен ничего не предложили. Вспомнили о том, что инспекции нет, только в 2005 году, когда в Москве обрушился аквапарк «Трансвааль». В столице тогда создали инспекцию по надзору за эксплуатацией аттракционов в московском отделении Гостехнадзора (в настоящее время инспекция работает в составе Объединенной административно-технической инспекции Москвы (ОАТИ), а в большинстве регионов даже пальцем не пошевелили, чтобы организовать контроль за эксплуатацией аттракционов. До вступления в силу в 2018 году техрегламента ЕАЭС надзорные органы были только в трети регионов.

Надо отметить, что даже сейчас региональные инспекции, к сожалению, понимают надзор за аттракционами по-своему: где-то на учете каждый из них и ни один батут без документов дня не простоит, где-то работают только с теми, кто сам решил оформить все по закону.

- Вот вы упомянули ЧП в Барнауле и Улан-Удэ. Установить батуты на улице или у торгового центра легче легкого, - говорит эксперт. - В Барнауле батут установили рядом с трамвайными путями, в Улан-Удэ - вблизи проезжей части, и оба были практически не закреплены. К слову, когда в Улан-Удэ после ЧП пошли массовые проверки, выяснилось, что только у одного из 10 надувных аттракционов были разрешения на эксплуатацию, но все было в рамках закона. Дело в том, что техрегламент ЕАЭС установил для батутов мораторий, по которому до октября 2022 года их необязательно регистрировать, и многие пользуются такой отсрочкой.

По словам Анатолия Бояркова, местные власти и администрации ТЦ лишь подписывают договор с хозяином батута и берут деньги за аренду земельного участка, но не несут никакой ответственности, перекладывая ее на эксплуатанта. Было бы правильно, чтобы и руководители ТЦ, и местные власти отвечали за то, что предоставили площадки для аттракциона недобросовестным предпринимателям.

К слову, несчастные случаи на механических аттракционах сегодня крайне редки. По данным САПИР, по статистике, более 90% инцидентов происходят по вине посетителей, а по вине эсплуатантов - менее 10%, а среди них в основном «батутные» ЧП на временных площадках.

СОВЕТЫ «МН»

o   Когда граждане идут в парк, им хочется развлекаться, а не читать информационные стенды. Но надо! Не пренебрегайте правилами посещения каждого аттракциона, чтобы знать об ограничениях по возрасту, росту, весу и состоянию здоровья.

o   Людям с хроническими заболеваниями опорно-двигательного аппарата, имеющим проблемы с артериальным давлением или неврологией, экстремальные карусели лучше обходить стороной.

o   Перед тем как купить ребенку билет на батут, проверьте надежность швартовки надувного устройства. Если батут сдут — это должно насторожить, как и отсутствие у оператора прибора, измеряющего скорость ветра. При скорости ветра 10 м/с батут должен быть закрыт для посетителей.

o   Не нарушайте правила поведения на аттракционе и соблюдайте технику безопасности, о которых вам сообщил оператор, ведь если с вами что-то случится по собственной вине, владелец аттракциона будет освобожден от ответственности.

o   Определить надежность аттракциона визуально сложно, но если рядом с ним отсутствует отметка о государственной регистрации с номером вашего региона и QR-кодом, считав который можно узнать полную информацию об аттракционе, от такого развлечения лучше держаться подальше. Информация о регистрации свидетельствует о том, что аттракцион прошел проверку и допущен к эксплуатации.

o   Любители опасных развлечений думают, что в билете на аттракцион заложен страховой сбор. Нет! Страхование может обеспечить только закон об обязательном страховании при эксплуатации аттракционов, но такого закона нет. Если во время катания случилось ЧП, не теряйте времени: при травмах зафиксируйте последствия на камеру смартфона с привязкой к месту и времени, вызовите скорую (зафиксирует увечья) и полицию (укажет факт травмирования на конкретном аттракционе), возьмите контакты свидетелей. В судебном порядке пострадавший посетитель может просить о возмещении вреда здоровью с собственника аттракциона или его работника на основании ст. 14 Закона РФ «О защите прав потребителей».

Подготовила

Елена Хакимова.

Фото: ADOBE STOCK,

Телеканал «Городской».

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.