Специалисты, изучающие русский Север, то и дело находят полусгнившие, покосившиеся церкви и часовни, которые были поставлены здесь задолго до эпохи Петра Великого. В России эти уникальные раритеты оказались нужны лишь горстке энтузиастов-общественников, в том числе очарованным русским Севером иностранцам.
В Каргопольском районе Архангельской области есть две неоспоримые ценности - это бескрайние леса, которые безбожно вырубаются, и старинные храмы, каким-то чудом сохранившиеся еще с незапамятных времен. На уничтожение леса здесь уже никто не обращает внимания: местные говорят, что сейчас им не до сохранения природы, надо хоть как-то выживать, а это трудно при зарплате 10 тысяч рублей. Полуподпольная вырубка столетних сосен дает хоть какой-то заработок, поэтому на дорогах, больше похожих на длинные глубокие ямы, заполненные грязью, чаще всего можно увидеть многотонные автомобили, груженные бревнами.
А вот старинные храмы северяне все-таки жалеют, тяжело вздыхают, когда видят очередную покосившуюся развалину, и долго рассуждают о том, что надо бы, конечно, их хоть немного отреставрировать. А потом они возвращаются к своим повседневным заботам и больше об этом не вспоминают.
Между тем древние церкви продолжают разваливаться. По данным главного редактора портала «Храмы России» Александра Бокарева, в стране остается около 130 церквей, построенных до XVIII века. Повезло лишь тем из них, которые получили статус памятника, ими худо-бедно занимаются профессионалы. Остальные просто гниют, а потом рушатся.
КРАСА И ГОРДОСТЬ КРАСНОЙ ЛЯГИ
Красная Ляга - это вымершая деревня в Каргопольском районе. Лягами на Севере называют незасыхающие лужи. Иногда каргопольцы говорят, что название это от слова «лягушка», но почему красная - никто толком не знает. Много веков назад деревня уютно разместилась вокруг большого круглого озера. Но однажды утром крестьяне проснулись и обнаружили, что озера нет. Словно ушло под землю. Позже ученые признали это нормальным явлением для озер карстового происхождения. То ли от суеверия, то ли от безводья жители стали переселяться в другие районы. Красная Ляга опустела. Осталась лишь редкая по красоте Сретено-Михайловская церковь, поставленная здесь еще в 1655 году.
Такие церкви эксперты называют шатровыми. Но на самом деле они похожи на ракеты, стоящие на старте и готовые вот-вот взлететь. Высокие башни, на которых иногда даже видны деревянные кресты, пристроенные трапезные с остатками теплых печей - такие раритеты можно увидеть только на Севере. Сколько из них нуждается в срочной реставрации, а сколько способны потерпеть, неизвестно.
Исследователи старины часто замечают, что в обезлюдевших деревнях каким-то загадочным образом сохраняются именно храмы - уже и жителей нет, и деревянные дома сгнили, а церкви стоят, словно ожидая, что сюда еще кто-нибудь вернется. И иногда дожидаются.
Добровольцы добрались до Красной Ляги в 2011 году. Все любители старины, энтузиасты, готовые тратить отпуска и немалые деньги на то, чтобы провести время в северной глуши.
«Есть люди, у которых возникает желание ехать в эту даль, непонятно зачем реставрировать церкви в исчезнувших деревнях. Но так получается, что туда едется и хочется что-то делать», - так говорит Андрей Бодэ, один из самых известных архитекторов, работающий на Севере вместе с добровольцами.
В храме эти люди поправили кровлю и установили пока еще пустой иконостас. А когда добровольцы уезжали, в двери осталась дырка - такая же, как раньше в крестьянских избах делали для кошек и собак. Теперь каждый желающий может в эту дырку пролезть и посмотреть, что там внутри. Вот только желающих нет. Изредка здесь появляются груженные рюкзаками любители пеших походов, да и те долго не задерживаются.
В нынешнем году в Красную Лягу собралась ехать новая группа энтузиастов, и, может быть, у них что-нибудь получится. Но специалисты в один голос утверждают, что волонтеры, даже самые преданные, никогда не заменят профессионалов. Толпа молодых ребят, не обладающих специальными знаниями и навыками, становится бесполезной там, где нужна пара отличных плотников. А москвичи в большинстве своем и топора в руках не держали.
«Для нас главная проблема не отсутствие финансирования, а недостаток профессиональных плотников», - говорит Андрей Бодэ и разводит руками: кто бы мог подумать, что даже в северных деревнях эта профессия станет исчезающей?
БЕСПОЛЕЗНАЯ РАБОТА
«Государство выделяет деньги на реставрацию, причем немало. Вот только расходуются они на проектную документацию. Объем этой документации несопоставим с реально выполненными работами. А церкви продолжают разрушаться, поэтому через несколько лет эти проекты будут уже неактуальны и потребуют корректировки», - рассказывает Андрей. Эксперты знают, что есть несколько объектов федерального уровня - например Кижи, где реставрация проводится. Остальные древние храмы просто забыты. И если бы не добровольцы, то они давно погибли бы.
Покровская часовня в деревне Колгостров - совсем маленькая, и для того, чтобы ее привести в приличный вид, ребятам потребовалось всего 300 тыс. рублей. Удивительно, но факт: целая деревня вместе с часовенкой приписана к местному монастырю, но его насельники старинной постройкой не занимались. И тогда в Колгостров приехали добровольцы. Очень скоро из руин выстроилось симпатичное здание - точно такое же, каким оно было в XVIII веке. Правда, сначала все думали, что построили часовню раньше. Но, когда работы были в самом разгаре, из бревен вывалилась железная кругляшка, которая оказалась закладной монетой. Был такой обычай на Руси: в углу фундамента закапывались монеты, веточки вербы и даже остатки освященной пасхальной пищи. Считалось, что это принесет благополучие в дом, который здесь построят. Закладная монета, найденная в Колгострове, оказалась елизаветинских времен, поэтому часовне пришлось «прибавить» еще сто лет.
Иногда за восстановление храмов берутся местные жители. В таких случаях архитекторы и реставраторы в очередной раз тяжело вздыхают: обычно люди не могут да и не хотят позаботиться о том, чтобы постройка сохранила свой первозданный вид. Поэтому вся старина уничтожается, а на этом месте появляется новодел. Тогда изящные деревянные часовенки становятся похожи на прямоугольные сараи, обшитые вагонкой, какие стоят в большинстве дачных дворов, - только маленький купол сверху говорит о том, что здесь проходят службы, а не хранятся дрова и лопаты.
«С точки зрения охраны памятников это недопустимо, но я бы воздержался осуждать этих людей. Государство не вправе предъявлять претензии, когда само ничего не сделало для сохранения старины», - утверждает Андрей Бодэ.
ЗАГРАНИЦА НАМ ПОМОЖЕТ?
Англичанин Ричард Дейвис - элитный фотограф. Его работы дизайнеры используют при оформлении крупнейших политических и бизнес-форумов в Америке и Европе. Однажды этот человек увидел картину Исаака Левитана «Над вечным покоем» и, что называется, заболел ею. Благополучный европеец отложил свои проекты и отправился искать то место, где великий художник создавал свое полотно. Но оказалось, что величественный разлив был написан под Вышним Волочком, а маленькая часовня на обрыве - из Плеса. Пытаясь собрать для себя эти составляющие воедино, фотограф неожиданно попал на русский Север.
С тех пор он проводил здесь очень много времени, а старинные храмы стали его главным вдохновением. «Англичанин Стивен Грэм в 1912 году писал, что видел здесь тысячи церквей. А я за девять поездок встретил только семьдесят», - говорит Ричард Дейвис.
Фотохудожник проводит благотворительные выставки в Европе ради того, чтобы помочь в восстановлении русских храмов. Но значительные средства можно доверить только надежной профессиональной команде, а ее нет. Группы энтузиастов малочисленны и разрозненны. Жители Финляндии в силу генетической любви к северу тоже готовы жертвовать деньги на восстановление храмов, но и они сталкиваются с равнодушием чиновников и дилетантизмом искренних, но все-таки непрофессиональных энтузиастов. Серьезно заниматься этой работой в России некому, поэтому иностранцы ждут, когда такие люди появятся, и искренне верят, что к этому времени на Севере сохранится хоть одна старинная церковь.
Наталья Пуртова
Фото www.krasnaya-lyaga.livejornal.com