12036 | 0

Вся правда о Челябинском метеорите

Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

15 февраля 2013 г. в небе над Челябинском произошла яркая вспышка и прогремел взрыв. Во многих домах вылетели стекла. В общей сложности от неопознанного летающего объекта пострадали 1613 человек. Спустя месяц ученые из Института геохимии и аналитической химии имени В.И. Вернадского РАН (ГЕОХИ РАН), занимавшиеся расследованием этого загадочного происшествия, смогли наконец-то дать ответы на вопрос, что же произошло.

ЛЕТИТ ПО НЕБУ С ТУЧЕЮ ТАРЕЛОЧКА ЛЕТУЧАЯ?
- Какова природа объекта, пролетевшего над Челябинском?
Эрик Галимов, доктор геолого-минералогических наук, председатель Комитета по метеоритам, директор ГЕОХИ РАН, академик РАН: В самом начале высказывалось много предположений о том, что бы это могло быть - авиакатастрофа, боевая ракета, отклонившаяся от курса, корабль инопланетян... Но как только начала поступать хоть какая-то информация, стало понятно, что ничего сверхъестественного здесь нет, - мы имеем дело с хорошо всем известным метеоритом. Необычайно большим (подобные объекты падают на Землю раз в сто лет), но вполне заурядным.
- Его размеры на сегодняшний день уточнены?
Эрик Галимов: Этим занимаемся не мы, а астрономы. По их данным, Челябинский метеорит имел массу порядка 16-18 тыс. тонн и диаметр - 18-20 м.
- Какова была траектория его полета?
Эрик Галимов: Метеорит пролетел над Челябинском, где произошла первая вспышка, и двинулся на юго-запад, фактически рассыпаясь на ходу. Именно поэтому траекторий его движения было несколько, каждый отваливающийся от него обломок летел в свою сторону.
- Куда же они в конечном итоге упали?
Дмитрий Бадюков, заместитель заведующего Лабораторией сравнительной планетологии и метеоритики ГЕОХИ РАН, руководитель экспедиции по сбору образцов Челябинского метеорита: Площадь выпадения получилась очень большой - длиной 150 км и шириной 20 км. Обломки упали не только у озера Чебаркуль, на чем почему-то до сих пор настаивает пресса, но и во множестве других мест, где мы их и собирали.

ПО СЛЕДАМ ПРИШЕЛЬЦА ИЗ КОСМОСА
- Как быстро удалось обнаружить обломки метеорита?
Эрик Галимов: Метеорит упал в пятницу, а уже во вторник мы отправили в Челябинск специальную экспедицию. Спустя пару дней ребята прислали в институт первую партию обломков (1,5 кг), а сами остались собирать оставшиеся.
- Сколько всего метео­ритного вещества удалось собрать?
Эрик Галимов: Порядка 3 кг. Это, конечно, не так, чтобы очень много, но ценно то, что мы собрали это метеоритное вещество своими руками, знаем, где именно оно находилось, и на 100% уверены, что это обломки того самого Челябинского метеорита, а не какого-нибудь другого.
- Куда же исчезли еще 18 тонн метеоритного вещества?
Михаил Назаров, док­тор геолого-минералогических наук, заведующий Лабораторией срав­ни­тельной планетологии и метеоритики ГЕОХИ РАН: Вообще-то метеорит теряет порядка 90% своей массы в атмосфере, он банально рассыпается в пыль. До поверхности нашей планеты долетает от силы 10% метеоритного вещества, в данном случае это 1800 кг.
Эрик Галимов: Нам вообще несказанно повезло, что удалось хоть что-то собрать, просто подфартило с погодой - солнечно и снежный покров, на котором можно было разглядеть обломки. Через несколько дней пошел снег, и поиски стали невозможными. Возобновить их удастся только весной, ближе к лету, когда стает снег. Что-то мы, конечно, еще соберем, но большая часть так и останется ненайденной или окажется в руках любителей. Мы, конечно, начали призывать местное население не прятать обломки, а нести их нам. Это ведь выгодно для всех: 20% метеоритного вещества остается в научной коллекции, 80% вы можете распоряжаться по своему усмотрению - оставить себе на память, подарить друзьям.
- А также продать?
Эрик Галимов: Ну реализовать осколки метеорита на территории России вряд ли удастся, это возможно только за рубежом. Правда, надо учитывать, что баснословные цены, которые якобы предлагают там за метеориты, - не более чем миф. Да, существуют редкие метеориты, представляющие большую ценность для частных коллекционеров, но в основном деньги за метеориты предлагают весьма умеренные, вряд ли удастся на них обогатиться.
- Что должны знать люди, отправляющиеся на поиск метеорита? Радиоактивны ли его осколки? Не представляют ли они опасности  для их жизни и здоровья?
Виктор Алексеев, кандидат физико-математических наук, заведующий Лабораторией космохимии ГЕОХИ РАН: Вещество действительно метеоритное, радиоактивно, ведь он очень долго летит в открытом космосе, подвергаясь воздействию космических лучей, но радиоактивность эта гораздо меньше, чем на Земле, так что в этом плане можете быть абсолютно спокойны - метеоритное вещество для здоровья безопасно.
- Как же выглядит место падения Челябинского метеорита?
Дмитрий Бадюков: Поскольку осколки были раскаленными, в снегу образовывались дырки с оплавленными стенками, этакие столбики льда, на конце которых и было метеоритное вещество. Только не надо думать, что они были большими, - 3-4 см в диаметре! Их поиск во многом напоминал сбор грибов. Мы шли по снегу в районе падения метеорита, видели подозрительные ямки, раскапывали их...

ИЗ РЕДАКЦИОННОГО ДОСЬЕ
Обыкновенные хондриты - обширный класс каменных хондритных метеоритов, которые составляют 87% от всех находок. Они состоят из силикатной матрицы, включающей частицы никелистого железа и сложенные силикатами хондры, - сферические или эллиптические образования, находящиеся в обломочной или мелкокристаллической матрице.

РИСУЕМ ПОРТРЕТ МЕТЕОРИТА
- В течение месяца вы анализировали состав Челябинского метеорита. Удалось ли обнаружить какое-то необычное внеземное вещество, позволяющее сказать, откуда он прилетел?
Эрик Галимов: Земля состоит из тех же материалов и элементов, что и метеориты, так что найти что-то принципиально новое здесь невозможно по определению. Нам удалось установить, что мы имеем дело с обыкновенным хондритом, принадлежащим к группе LL5 (S4, WO). Последний показатель очень важен, поскольку он указывает на то, что метеорит свежий, еще не успевший подвергнуться выветриванию и загрязнению земной микрофлорой, на чем обычно очень любят поспекулировать недобросовестные исследователи и журналисты. Все эти данные мы передадим в международную комиссию, которая внесет метеорит в каталог и присвоит ему имя “Челябинск”, так как именно в районе этого города он упал.
- А вы на 100% уверены, что это был именно метеорит, а не, к примеру, комета, странностей-то хватало: яркая вспышка, сопровождающаяся мощным выбросом энергии, сильная ударная волна, выпадение осколков на большой территории?..
Эрик Галимов: Ну это-то как раз прекрасно укладывается в гипотезу о хондрите. Судя по осколкам метеорита, он вошел в земную атмосферу как единое тело, правда, весьма рыхлое по структуре, и уже в ней развалился на несколько частей. Соответственно площадь взаимодействия метеоритного вещества с атмосферой резко увеличилась, отсюда и выделение колоссального количества энергии, породившее мощную вспышку и сильную ударную волну.
- Но почему тело метеорита оказалось рыхлым, вообще-то для хондритов это нехарактерно?
Эрик Галимов: Разгадка кроется в истории данного конкретного метеорита. Судя по проведенным нами исследованиям, он был частью некоего большого тела, образовавшегося на заре существования Солнечной системы, 4,5 млрд лет т.н., от которого откололся вследствие удара порядка 30 млн лет т.н., отсюда и неоднородность структуры, и наличие в самом метеорите следов оплавленного вещества.
- Хотите сказать, что мы имеем дело с обломком некоей древней планеты?
Виктор Алексеев: Ну все планеты в Солнечной системе возникли в одно и то же время. Планетарные метеориты действительно существуют - это обломки Луны или Марса, выброшенные в космическое пространство во время ударов по этим космическим телам астероидов (в случае с другими планетами это невозможно из-за плотной атмосферы). Но они встречаются чрезвычайно редко. Это не наш случай! Челябинский метеорит - осколок некоего крупного астероида в поясе астероидов, от которого периодически откалываются куски.
- Будете ли вы продолжать изучение Челябинского метеорита?
Эрик Галимов: Разумеется, мы попытаемся определить его точный минеральный состав, газовую составляющую, наличие в нем органических соединений... Другой вопрос, что для очень тонких исследований оборудования у нас нет. К счастью, оно есть у наших зарубежных коллег, к их помощи и будем прибегать.

Елена Журавлева