Новости науки и техники
7706 | 0

Владимир Пирожков и его 3D-приключения

Владимир Пирожков и его 3D-приключения
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Владимир Пирожков - человек, который разработал дизайн лайнера Sukhoi Superjet 100, олимпийский факел, представил Ангеле Меркель и Владимиру Путину свой новый проект летающего автомобиля Aero-G, а патент от него обещал подарить Дмитрию Медведеву...

Когда-то, в 1989 году, двадцатилетний советский парень оказался в Европе с пятью долларами в кармане. Прилетел в Цюрих самолетом «Аэрофлота», а до цели - Берна - его подкинул автобус с футболистами. Владимир Пирожков автостопом добрался до места назначения и приступил к стажировке у легенды промышленного дизайна Луиджи Колани. Сначала мэтр заставил парня перемыть, да еще по нескольку раз, все машины в своем гараже. Это был вовсе не господский каприз. Скорее - программа обучения, подразумевающая необходимость прочувствовать совершенство линий. Чуть позже Владимир поступил в швейцарский колледж, выиграл стипендию в 120 тысяч долларов, стал одним из самых перспективных дизайнеров Citroen, затем Toyota. По миру ездят миллионы автомобилей, в создании дизайна которых участвовал Пирожков. Говорят, что каждая десятая иномарка, стоящая в российской пробке, - его рук дело. И жил бы Владимир на своей вилле в Ницце, если бы вдруг не раздался судьбоносный звонок. На том конце провода был... Герман Греф. Дизайнера-конструктора пригласили вернуться на родину, предоставив плацдарм для работы на самом высшем уровне. Теперь Владимир Пирожков - президент Центра промышленного дизайна и инноваций «Кинетика» на базе университета «МИСиС».

КУДА ПРИВОДЯТ МЕЧТЫ

«Раньше люди мечтали полететь в космос, теперь мечтают о евроремонте, стеклопакетах и иномарках. Но в полночь страна без масштабных планов и грез превращается в тыкву... Один из моих проектов - дизайн пилотируемого космического корабля  нового поколения (ПТКК НП) с инновационным теплозащитным покрытием. В 2017-2018 годах агрегат отправят в космос в беспилотном режиме, в 2020-м - уже с людьми. Так получилось, что в 2007 году Дмитрий Ливанов, нынешний министр образования и экс-ректор МИСиСа пригласил нашу команду работать на базе национального технологического университета. Я согласился - симбиоз дизайна и науки был интересен. А позже стало очевидно судьбоносное совпадение пазлов. Ведь МИСиС - это создание новых материалов. Здесь очень много лабораторий по технологиям покрытия, изменению свойств, прочности материалов, наноструктурам, наноматериалам. Здесь закладываются философская база и научный потенциал стратегических разработок. Например, в мире до сих пор не много марок криогенных сталей, чтобы делать краны и контейнеры для погрузки при - 52о мороза. Это - серьезный проект, требующий новой формулы стали и конструкторско-дизайнерских разработок. И теперь мы делаем это в МИСиСе! Впереди планеты всей...»

НЕ СВОБОДА ЛИ ДАЛА ЗНАМЕНИТЫЕ ДЕЛА?

«Я вернулся из-за границы в страну, которую почти не знаю. Ведь уезжал после армии, двадцатилетним пацаном. В памяти остался позднесоветский Свердловск, песни-тусовки в общаге со старшим товарищем Славой Бутусовым. Мое формирование произошло на Западе. Я во многом его продукт, знаю шесть языков и все, что происходит за стенами крупнейших дизайнерских лабораторий. Я возвратился без опыта лихих времен и должен был начать с чистого листа. Как? После солнечной лазурной Ниццы не так-то просто пройти через превратности российского законодательства и бюрократических барьеров. Первый опыт собрать команду был неудачный. Но я подумал, что грех париться по мелочам и я заработаю свои деньги. А основная цель должна быть большая и красивая, чтобы мог сказать детям примерно так: «Черт, а ваш папаша-то молодец, сколько всего крутого наворотил!» Я не потерялся, нашел новых партнеров. Ничего не мешает заниматься окологосударственными проектами. А еще я принципиален, например, не стал бы делать продвинутую «Ладу-Калину», похожую на достойные иномарки прошлого века. Не увидел смысла и в прохоровском ё-мобиле...»

РОССИЯ - ЛОЖКА - САМОЛЕТ

«В России, конечно, есть свои плюсы. Наш рынок молодой, формирующийся и есть больше возможностей для творчества и приложения своих способностей. Например, на Западе, если вы хотите быть дизайнером автомобилей, то вы будете дизайнером автомобилей и ничего другого. Или - только дизайнером мебели. У нас многие направления - мультиотраслевые. Сегодня можно придумать ложку, завтра - дизайн самолета. А в Европе кому-то повезет всю жизнь работать над резиновыми прокладками водонепроницаемых часов. И его больше никуда не пустят!!! Прокладка станет его потолком. На Западе все предсказуемо, очень жесткая иерархия и минимум свободы.  Российская судьбинушка гораздо веселее западной - это я вам со знанием дела говорю. Каждый день мы встречаемся с новыми творческими объектами. На Toyota я начал скучать. Надо сделать автомобиль такого-то размера... На 6-12-й штуке уже не доставляет радости».

ВОТ ЧТО Я ТЕБЕ СКАЖУ, ПТИЧКА...

«Я люблю по утрам попадать в Московский океанариум и делать рабочие наброски с помощью планшета. Возьмем устройство плавника акулы - он очень похож на киль самолета или летательного аппарата - принцип тот же самый. На авиасалоне МАКС мы наблюдали полет истребителя Т-50, который нагло передразнивала ворона, хотя, понятно, что она тут далеко не плагиатор. Далеко не плагиатор, ворона как будто издевалась над нашим железным пафосом, выдавая умопомрачительные кульбиты в воздухе. В Ганновере был показан выращенный на 3D-принтере летающий биоморфический робот в виде сорокасантиметровой стрекозы. И мы работаем над системой автоматической навигации, подобной той, что наблюдается в природе. Это одна из самых умных систем - сотни тысяч дроздов в перелетной стае никогда не сталкиваются друг с другом! У акул, дельфинов, стрекоз, птиц и прочих навигация осуществляется на интуитивном уровне. Качественный сдвиг произойдет, когда мы начнем приближать всю технику к интуитивному уровню. Это уже 7-технологический уклад, эра умных материалов. Помните жидкого робота в «Терминаторе-2»? Это когда килограммам вещества задаются нужные параметры - сейчас ты тостер, а потом - пылесос. То есть в будущем мы будем оперировать не объектами, а неким количеством перепрограммируемого материала. Вот это инновация! А так я могу нанести на золотой наперсток нанопокрытие, но он, тем не менее, останется наперстком!»

ОТ ЧИСТОЙ ВОДЫ ДО ЛЕТАЮЩЕГО АВТОПРОМА

«Кроме Бога у России были Петр, Екатерина и Ермак, они подарили нам огромную территорию, которую надо облагораживать и защищать. В том числе это касается запасов питьевой воды. Мы делаем шаги к созданию микродевайса в виде нанотрубочки, с помощью которого можно пить воду хоть из Ганга. Кстати, это геополитический шаг - если мы внедрим эту полезную игрушку соседям, то, возможно, они не придут к нам за водой на Дальний Восток. Еще мы не можем добраться до 70 процентов своей территории. Одна из задач проекта, который мы разрабатываем, - персональное передвижение в пространстве из точки в точку. Девиз: «Всегда! Везде! Каждый!» Например, вы живете в экологически чистом районе на берегу Енисея и вам надо слетать в Москву пообедать и вернуться на Енисей. Для этого нужен компактный летающий автомобиль, желательно по цене обычного. Конечно, потребуется аэрошкола, ибо мы можем сильно нашалить. 3D-диспетчер - такая интересная вещь, в своем роде «пятый элемент». В городах будут разные эшелоны транспорта, которые будут летать на разной высоте. Конечно, я озаботился вопросом свободы полетов и попросил Дмитрия Медведева - дайте добро летать! И может быть, именно поэтому был принят закон о переходе с разрешительного на уведомительный порядок вылетов. То есть вы звоните на аэродром и говорите - буду через час! Также я понял, что в производстве индивидуальных летательных аппаратов нельзя ориентироваться на наши заводы, этих монстров, которые откладывают яйца в песок. Нужно начинать всю линию производства с нуля или осуществлять проект, например, в Германии. Однако все-таки хотелось работать и создавать здесь добавочную стоимость, которая так важна на фоне импортозамещения».

Поэтому мы и строим центр дизайна и инноваций в центре Москвы на базе МИСиСа. Наше время пришло!

Записала Мария Рунова

Фото: ТАСС / С. Авдуевский, avsim.su

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.