Новозеландские и американские ученые наконец посрамили упертых телевизионщиков, которые категорически не признавали тот факт, что экранное насилие провоцирует рост агрессивности и в реальной жизни.
На протяжении 10 лет исследователи наблюдали за тысячью с лишним детей, родившихся в новозеландском городе Дунедин в 1972-1973 годах.
Каждые два года (с пяти до 15 лет) дети отвечали на вопрос о том, сколько времени проводят у телевизора. К судьбам подопечных психологи вернулись спустя 30 лет. Оказалось, что те, кто злоупотреблял "жесткими" телепрограммами и кинобоевиками, смотрел телевизор более трех часов в день, в два раза чаще имели проблемы с законом. С каждым лишним часом, проведенным вечером у телевизора, риск судимости к началу взрослой жизни повышался на 30%.
Подобные результаты получили и психологи Колумбийского университета, на протяжении 25 лет они наблюдали за 700 семей, проживающих в Нью-Йорке. Итог: те, кто в подростковом возрасте смотрел телевизор более трех часов в сутки, превратились в очень опасных взрослых. 45% из них склонны к насилию, 20% готовы совершить преступление. Что характерно: социальное и экономическое положение семьи при этом значения не имело.
По словам профессора Университета штата Айова Брэда Бушмана, "связь между телевидением и агрессией, а также снижением интеллектуального уровня у детей более доказана, чем связь между курением и раком".
Идентификация с телевизионными персонажами - один из основных способов социализации подростков. Соцопросы российских школьников показывают, что телевидение является для них основным источником информации о противоправных действиях. Так, 62% состоящих на учете в полиции подростков и 50% учащихся закрытых спецшкол, по их словам, черпают информацию о молодежной преступности именно из телепрограмм и фильмов. Проблема эта общемировая. 63% американских заключенных при анкетировании заявили, что пошли на преступление, подражая телевизионным героям, а 22% переняли у них и технику преступления.
При этом максимальное число актов агрессии, происходящих на экране, приходится на прайм-тайм (с 18 до 20 часов). "В эти часы с увеличением усталости снижается уровень самоконтроля и критичности (состояние предсна), что обеспечивает принятие негативных образцов поведения", - говорит доктор психологических наук, профессор, академик РАО Владимир Собкин. Доказательство тому - опрос 1152 школьников Москвы, проведенный Центром социологии образования РАО. Только 30% опрошенных считают, что в телетрансляциях "слишком много" сцен насилия. 32% уверены, что эти сцены существуют "в допустимом количестве". А 38% вообще "никогда не задумывались" над этим вопросом. Каждый десятый подросток при этом наивно полагает, что жестокие фильмы не калечат психику, а учат "как правильно вести себя в жизни". Вот так и ведут.
Екатерина Люльчак
КАК ТВ ДЕЛАЕТ РЕБЕНКА ПРЕСТУПНИКОМ
1. Безнаказанность насилия. В 75% случаев телевидение демонстрирует программы, в которых насилие не осуждается, а 40% насилия совершается "положительными героями". Национальное исследование в США 1997 года установило, что в 44% эпизодов насилие изображалось оправданным. В России немногим лучше: в каждом пятом фильме, показанном в вечернее время, антигерой уходит от наказания. Только 4% всех программ демонстрируют явное осуждение насилия, а мораль, что зло оборачивается еще большим злом, присутствует лишь в 15% телеконтента.
2. Демонстрация различных форм агрессии. Телевидение учит новым методам агрессии и способам его оправдать. Фильм "Ворошиловский стрелок", судя по всему, стал руководством к действию для россиянина Андрея Кочетова, защищавшего честь своей 15-летней сестры, изнасилованной двумя молодыми людьми. Полгода подросток обдумывал, как отомстить насильникам, пока не посмотрел картину Станислава Говорухина. Следующим же вечером Андрей сжег обидчиков сестры в гараже.
3. Отсутствие последствий агрессии. В кино герои, как правило, непотопляемы и неубиваемы. Примерно в 50% сцен насилия не показываются страдания жертв. А в жизни, к сожалению, удар в челюсть, от которого очередной "крепкий орешек" только ухмыльнется, заканчивается тяжелейшей травмой или смертью.
4. Формирование культа силы. Отождествляя себя с героями боевиков и криминальных драм, дети перенимают и агрессивные сценарии поведения. Например, дошкольники, которым по вечерам разрешали смотреть боевики, в 2,8 раза чаще использовали агрессию для разрешения спорных вопросов во взаимоотношениях с другими детьми по сравнению с теми, кому перед сном читали сказки.
Диаграмма - А. Хорошевский