Сегодня 23 сентября 2018 г., воскресенье, 18:10USD 66.24 -0.2228EUR 78.07 +0.3224
Новости науки и техники

Полеты в мечтах и наяву

10 октября 2015
hits 1644

Человечество всегда мечтало о полетах на другие планеты. Должны ли люди завоевывать новые пространства? И ради чего? Какие цели сегодня ставит российская космонавтика? Сегодня на эти вопросы обозревателю «Мира новостей» ответил кандидат технических наук, член-корреспондент Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского, член Экспертного совета при Правительстве РФ Андрей ИОНИН.

«ПРОТОН» И САНКЦИИ США

- Андрей Геннадьевич, можно ли утверждать, что после двух аварий под сомнение поставлено качество российских ракет «Протон» и «Союз»?

- Конечно, нет. Я уверен, что первопричина - человеческий фактор, связанный с производством или подготовкой ракеты. «Союз» сохраняет схему, которая была заложена еще Королевым в знаменитой «семерке». Было осуществлено порядка 1,5 тыс. пусков. Посему надежность ракет под сомнение не поставлена, под сомнением сегодняшний уровень производственной и технологической дисциплины в космической отрасли. Это связано с подготовкой кадров и мотивацией людей.

- Какие последствия от аварий стоит ожидать в ближайшем будущем?

- На мой взгляд, репутация «Протонов», конечно, подпорчена. Хотя для «Протона» я бы назвал две другие угрозы конкурентоспособности как основные. Первая - это санкции со стороны США, потому что для запуска иностранных спутников «Протонами» требуется получение разрешения Госдепа США. Это связано с тем, что эти спутники либо изготавливаются американскими компаниями, в случае мексиканского спутника это Boeing, либо производятся с использованием американских комплектующих. Сейчас отношения между Россией и США не только негативны, но и волатильны - то мы враг номер один, то к нам Керри приезжает. Однако заказчика, который планирует запуски минимум за три года, эта волатильность настораживает не меньше чем негативная определенность. В такой ситуации он скажет: «О’кей, ребята, может, у вас все вскоре наладится, но, простите, мне надо планировать мой бизнес, поэтому я уйду на «понятный» Falcon. Ничего личного, только бизнес».

Вторая проблема связана с более низкой заявленной стоимостью запусков у Элона Маска. Его ракета Falcon 9 позволяет запускать грузы меньше, чем Протон-М, но когда появится Falcon Heavy, то при объявленной цене запуска она будет самым главным конкурентом «Протона». И не только потому, что она дешевле «Протона», но потому, что потребители готовы платить за товар made in USA примерно на 20% больше. А для продажи товаров из стран с негативной репутацией в части качества, наоборот, требуют скидку в 20%.

И тогда, если, условно, Маск предложит свой «тяжелый» Falcon за $70 млн, то, чтобы конкурировать с ним, России при прочих равных условиях надо предложить на 20, а то и на 30 процентов меньшую цену, то есть не более $50 млн. Сегодняшняя цена запуска «Протона» более $80 млн. То есть цену надо снижать минимум на 40%.

Я уж не говорю про известное человеческое качество - желание прикоснуться к великим. А Маск сейчас, безусловно, человек, к которому хотят «прислониться» все в мире. Его имя уже работает на его компанию, повышает цену, он человек-бренд, точно так же Стив Джобс - Apple, а Apple - Стив Джобс.

НУЖНА ЛИ РОССИИ КОСМОНАВТИКА?

- Способен ли Роскосмос разбираться в таких неудачах и устранить слабые места в технологической цепочке?

- На мой взгляд, безусловно, способен. Выстроить современное производство, создать систему контроля качества, оптимизировать технологические процессы, снизить издержки производства новая команда Роскосмоса, что год назад пришла в созданное ОАО «ОРКК», по-моему, способна. Методы, которыми можно решать задачи реформирования самой промышленности, известны, но, как мне кажется, это самая простая проблема, которая стоит перед отраслью и теперь перед госкорпорацией «Роскосмос», - навести порядок и оптимизировать производство и за счет этого снизить себестоимость российских ракет. Но удастся ли снизить себестоимость кардинально - раза в два, чтобы конкурировать с Маском, - не знаю.

- Вроде бы лежит в правительстве на подписи Федеральная космическая программа на 2016-2025 гг. Правда, бюджет ее уже урезан на 800 млрд рублей... Что можно сделать на те деньги, которые «в остатке», и нужна ли сегодня космонавтика нашему государству?

- Космонавтика, получившая первый импульс в своем развитии во время гонки ядерного оружия в
1950-х, сегодня не является больше ни инструментом геополитического противостояния, ни средством подъема патриотизма. Вложение огромных средств в космические программы, когда в стране много и других затратных проблем, больше не рациональный выбор. А сама космонавтика оказалась не в состоянии предложить новые понятные мотивы для увеличения государственных инвестиций или замещения их частными инвестициями. И проблема эта - поиска нового инвестора и новых инвестиционных идей - актуальна не только для России, но и для США, и других космических держав.

Ракета «Протон»

КОСМОНАВТИКА И ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ

- Но космическая отрасль все-таки развивалась. Мы не можем отрицать успехи. Выделялись средства на разные проекты...

- Как быстро и надежно доставить ядерное оружие до территории вероятного противника - с этим сверхприоритетным вызовом были связаны технологические прорывы 1950-1960-х годов, целью которых было гарантировать противнику неприемлемый для него ущерб и тем самым не допустить третьей мировой войны. Ради этого все 1950-е СССР и США практически неограниченно инвестировали в ракетно-космическую (тогда еще просто ракетную) отрасль, то есть руководство страны действовало не ради романтики освоения космоса, а очень рационально - стремясь к созданию баллистических ракет, способных летать между континентами, на 10 тыс. км. В СССР такая задача была поставлена перед Сергеем Павловичем Королевым и его командой, и они ее успешно решили уже через 10 лет - к 1957 году. И только потом, когда Сергей Павлович, используя, по сути, боевые баллистические ракеты, запустил первый спутник, руководство страны неожиданно осознало, что космические программы можно (и очень эффективно) использовать в интересах повышения международного престижа страны. А это также очень понятная государственная цель.

Еще один позитивный момент - патриотическое воспитание, которое также имеет очень понятное политическое и экономическое измерение. Гордость, что мы в космосе «впереди планеты всей», сказывается и на лояльности по отношению к руководству страны, и на трудовой мотивации, и на повышении производительности труда.

И еще одна, и очень важная, национальная цель для инвестиций в космонавтику: Большой Советский Космический проект совместно с Большим Советским Атомным проектом были де-факто использованы (надеюсь, осознанно) руководством СССР для того, чтобы провести в 1950-1960-х годах, по сути, вторую индустриализацию страны (первая прошла в 1930-х годах). Космическая и атомная отрасли потянули за собой технологически всю советскую промышленность, задали для нее наиболее современный уровень технических требований. Качественно изменилось образование (в первую очередь техническое и естественнонаучное), многие научные дисциплины, медицина, культура.

Таким образом, в 1950-х и 1960-х руководству стран (СССР и США) было совершенно ясно, во что они инвестируют, когда выделяют бюджетные средства на космические проекты.

После решения этих приоритетных национальных задач перед руководством СССР и США в 1970-х встал вопрос: а зачем далее инвестировать в космонавтику? И с тех пор мировая космонавтика, по сути, остановилась в своем развитии, поскольку государство - основной инвестор и собственник космической отрасли - искренне не понимает, во что ему теперь вкладывать. А космическая отрасль не может предложить инвестору ни одной новой инвестиционной идеи, сравнимой с предложением Королева создать межконтинентальную баллистическую ракету. Именно поэтому мы давно не наблюдаем новых крупных проектов и у лидера по объему космических инвестиций - США и видим, что бюджет НАСА давно замер на одной отметке. Здесь, на мой взгляд, и беда, и вина мировой космонавтики - уже почти полвека она не может сформулировать новые масштабные задачи, которые имели бы ценность в реалиях нового времени.

К сожалению, и частных инвесторов взамен государственных у космической отрасли по факту не появилось.

- А знаменитый проект «частного инвестора» Элона Маска, о котором вы уже упомянули?..

- Если внимательно рассмотреть его,  то выяснится, что он решает те же «старые» задачи, но делает это значительно дешевле для инвестора-государства, чем его американские конкуренты из «старых» космических компаний «Боинг» и «Локхид Мартин». Безусловно, он выдающийся менеджер, но сегодня основа бизнеса космической компании Маска Space X - это госконтракты, выполняя которые он экономит бюджетные деньги НАСА и Пентагона. Поэтому данный проект я бы не называл частным: сегодня это успешный пример государственно-частного партнерства в космосе. Возможно, ситуация изменится, когда Маск шагнет дальше: например, организует и реализует марсианский проект.

ФИНАНСИРОВАНИЕ БЕЗ ЦЕЛИ - ПУТЬ В НИКУДА

- В чем, на ваш взгляд, ошибки при развитии космической отрасли?

- В 1990-х российская космическая отрасль была крайне недофинансирована: объемы государственного заказа (а тогда это был единственный источник доходов и инвестиций для отрасли) снизились почти в 20 раз. В 2000-х, когда появилась политическая воля, а госбюджет наполнился, была выбрана в корне неправильная стратегия развития отрасли: без проведения необходимых и глубоких реформ все проблемы отрасли пытались решить самым простым способом - увеличением финансирования. Это был путь в никуда, в никуда он ожидаемо и привел.

Сегодняшняя реформа - это запоздалая (минимум на 10 лет) попытка навести порядок в отрасли, развращенной ростом финансирования без реального спроса за результат. Первоочередные задачи: создание современного производства, оптимизация процессов и мощностей, снижение издержек, создание механизмов контроля качества производства по всей цепочке кооперации. Думаю, в течение пяти лет эти задачи удастся решить, в частности вернуть надежность ракет-носителей до уровня, что был во времена СССР.

- Напомните читателям, в чем суть реформы отрасли.

- В 2013 году президентом России было принято решение интегрировать все космические предприятия (более 80) в единую структуру - Объединенную ракетно-космическую корпорацию (ОРКК). На мой взгляд, это было здравое решение, которое позволяло объединить ресурсы и компетенции, проводить единую техническую политику, построить сквозную систему контроля качества. Позволяло создать мощную промышленную группу, управляемую из единого центра и по своим масштабам соотносимую с мировыми конкурентами. Внутри этой интегрированной структуры - для повышения управляемости и ответственности - могли быть созданы субхолдинги: по ракетоносителям и космическим аппаратам, по приборостроению и двигателестроению. Это все можно расценить как положительные моменты.

В начале 2015 года было принято решение объединить Роскосмос с ОРКК в государственную корпорацию. В этом решении мне видится несколько серьезных стратегических рисков.

Во-первых, когда мы создаем госкорпорацию, которая является и заказчиком, и исполнителем госконтракта, у нас априори резко снижается внутренняя мотивация к технологическому развитию. Это тем более опасно, поскольку госкорпорация действует практически во внеконкурентной среде: более 80% ее доходов это госконтракты, в подавляющем большинстве которых госкорпорация является де-факто единственным допущенным исполнителем.

Второй риск обусловлен тем, что объективно госкорпорация не заинтересована в появлении конкурентов, а значит, попытается не допустить, чтобы у нас появились свои Элоны Маски. Нужны специальные внутриотраслевые и независимые институты, прямо отвечающие за поддержание уровня национальной конкуренции в космической отрасли, в том числе путем поддержки зарождающейся частной космонавтики в России. А если ее не поддерживать, она так и не появится.

Но ничего из сказанного про реформу не приближает нас к ответу на главный вопрос: зачем России финансировать национальную космонавтику?

Falkon

ВОСТОЧНЫЙ - СТАРТ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

- Я знаю, вы часто высказываетесь за освоение Сибири. Это что - особый российский путь в космонавтике?

- Ответ прост: у тех, кто обосновывал создание космодрома, не было цели просто построить еще один космодром. Исходная цель проекта иная - создать точку роста для развития нашего Дальнего Востока. И космодром тут лишь средство, инструмент.

Создание космодрома и всей масштабной инфраструктуры вокруг него должно привлечь в регион образованных людей, развивать в регионе высокотехнологичное производство. Для этих задач космодром - отличное средство.

Когда задумывался космодром, он виделся как крупный инфраструктурный проект, вокруг которого просто обязано появиться много точек высокотехнологического роста. Производство спутников и ракет, научные центры и технопарки для инноваций - все это должно быть перенесено на Дальний Восток. К моему сожалению, пока этого не происходит. Мы в 2007 году предлагали для реализации проекта развития Дальнего Востока создать специализированную и уполномоченную государственную компанию по примеру «Олимпстроя». Я надеюсь, что узковедомственный подход к проекту космодрома Восточный будет преодолен и во главу угла будут поставлены государственный подход и национальные интересы.

НОВЫЕ ЦЕЛИ, НОВЫЕ ЗАДАЧИ

- Что даст нам поиск новых целей для космонавтики и проект космодрома Восточный?

- Новые космические проекты, например пилотируемые полеты в дальний космос, колонизация Луны и Марса, создадут инновационные вызовы для широкого спектра технологий - производства продуктов питания «из ничего», производства энергии и энергоэффективности, безотходной (экологической) переработки отходов, 3D-печати, телемедицины, роботостроения. Без решения этих задач такие космические программы будут просто невозможны - так же, как невозможно было отправить человека в космос, не имея мощной ракеты-носителя.

Но очевидно, что если эти прорывные технологии будут созданы, то продукты на их основе будут иметь колоссальный коммерческий эффект уже на Земле. Таким образом, технологии, которые можно разработать, например в рамках проекта «Полет на Марс в один конец», лоббистом которого является Элон Маск, - коммерциализируются на Земле. Я называю это Space 3.0, и есть надежда, что именно такой подход позволит придать новый импульс мировой космонавтике. Другого импульса я пока не вижу.

С другой стороны, использование на Земле технологий Space 3.0 будет максимально эффективно именно там, где  условия и ограничения для жизни человека сложны или даже экстремальны, то есть в чем-то сравнимы с условиями для работы космонавтов. В России таких территорий достаточно - это Дальний Восток, Сибирь, Крайний Север и Арктика.

Поэтому, если космические технологии Space 3.0 рассматривать как средство для освоения Дальнего Востока, Сибири и Арктики, то лучшее место для их развития - это космодром Восточный. Это новый смысл всего проекта. Думаю, это очень интересное предложение для российского государства и бизнеса.

Беседовала Елена Половцева

Фото ТАСС/В. Шарифулин, ТАСС/О. Урусов, REX/FOTODOM

  • НЕМНОГО ПРОСЧИТАЛИСЬ...

6 сентября ракету-носитель «Союз-2.1а», разработанную самарским РКЦ «Прогресс», торжественно отправили на космодром Восточный, откуда ей предстоит отправиться в космическое пространство.

Благополучно преодолев расстояние в семь тысяч километров, разобранный на блоки «Союз-2» добрался до нового космодрома в Приамурье и был собран на специальной мобильной башне обслуживания. Ничто не предвещало неприятностей, однако без проблем не обошлось. Как оказалось, строительно-испытательная часть монтажно-испытательного комплекса ракеты-носителя (СИЧ МИК РН) космодрома оказалась... не готова принять «Союз-2.1а». Источник в ракетно-космической отрасли пояснил, что это произошло из-за ошибки проектировщиков, разрабатывающих СИЧ МИК: «Сооружение, где должны были производиться мойка и обогрев прибывающих на космодром блоков, запроектировано под другую модификацию ракеты-носителя «Союз» и не соответствует габаритам доставленного на космодром изделия».

Дело в том, что «Союз-2» для запуска его с Восточного был доработан. В обновленной версии предусмотрены специальные отводы паров жидкого кислорода, модернизирована бортовая вычислительная машина, которая стала производительной и менее габаритной. То ли самарские инженеры об этом не предупредили проектировщиков МИК, то ли проектировщики МИК проигнорировали информацию из РКЦ «Прогресс», но теперь «Союз-2.1а» доставят в СИЧ МИК по некой «резервной схеме». Параллельно выяснилось, что МИК пока не готов к проведению работ с ракетой-носителем «Союз-2», так как обнаружились строительные недостатки и не сданные в эксплуатацию системы вентиляции, пожаротушения, тепло- и водоснабжения. Устранить недостатки строители обещают в ближайшее время, так что еще есть надежда, что первый пуск «Союза-2», запланированный на конец этого года, все же состоится.

Елена Казанцева

 

Просмотров: 1644
Поделиться
Подписывайтесь на наш канал в Telegram! Чтобы подписаться на канал «Мир Новостей» в Telegram, достаточно пройти по ссылке https://t.me/mirnov с любого устройства, на котором установлен мессенджер, и присоединиться при помощи кнопки Join внизу экрана.

Оставайтесь с нами. Подпишитесь на канал в Яндекс.Новости и получайте актуальные и проверенные новости.

Добавить в «Мои источники» на Яндекс.Новости



Комментарии (0)

Добавить комментарий

Содержание комментариев на опубликованные материалы является мнением лиц, их написавших, и может не совпадать с мнением редакции. MIRNOV.RU не несет ответственности за содержание комментариев и оставляет за собой право удаления любого комментария без объяснения причин.

Популярное
Россиян травят картофелем с кадмием
Всероссийский союз потребителей «Росконтроль» при участии специалистов Россельхознадзора провел исследование развесного картофеля из пяти крупных торговых сетей.
19 сентября 2018
Найден простой способ понизить давление без таблеток
Исследование американских специалистов из Университета Северной Каролины в Чапел-Хилл показало, что если всего лишь в течение 16 недель вести более здоровый образ жизни, можно намного уменьшить потребность в препаратах, понижающих кровяное давление.
16 сентября 2018
Петербургская учительница пожалела, что назвала учеников «тупыми бедняками»
Правоохранительные органы Северной столицы начали проверку в отношении учителя школы № 695. Ранее педагог стала звездой социальных сетей из-за своих довольно специфических способов навести порядок в классе.
17 сентября 2018
Богатая палитра фестиваля «Амурская осень»
В Благовещенске в рамках проводимого 16-го российского фестиваля театра и кино «Амурская осень» в областном краеведческом музее прошло открытие сразу трех выставок. Выставки открыл президент и генеральный продюсер фестиваля Сергей Новожилов.
19 сентября 2018
Названо имя первого космического туриста
Японский миллиардер и ценитель искусства Юсаку Маэдзава станет первым космическим туристом в истории. Именно он совершит полёт к Луне на Big Falcon Rocket (BFR) компании SpaceX.
18 сентября 2018
Муж после скандала с женой выкопал ей могилу и заказал памятник
Жительница города Юрга Кемеровской области через суд добилась выплаты компенсации от собственного мужа. Женщину возмутило, что после ссоры её супруг выкопал могилу и заказал ей памятник.
19 сентября 2018
Загрузка...