Перед самой кончиной знаменитый композитор-авангардист Элвин Люсьер решил, что его творчество будет продолжаться с помощью ИИ и части его мозга.

В Художественной галерее Западной Австралии звучит уникальная симфония, созданная не оркестром, а крошечным фрагментом человеческого мозга. Этот мини-мозг был выращен в лаборатории из клетки покойного композитора Элвина Люсьера, который скончался в 2021 году. Проект получил название «Возрождение». Он создан усилиями художников и нейробиологов для исследования границ творчества, жизни и сознания.
Как это работает? Ключевым элементом инсталляции является церебральный органоид - микроскопическая структура, имитирующая функции человеческого мозга. Он был создан из перепрограммированных стволовых клеток, полученных из крови Люсьера. Композитор сдал кровь незадолго до своей смерти. Он сам хотел, чтобы его мозг продолжал творить музыку и после ухода из жизни.
Органоид подключен к электрической системе, которая преобразует его электрическую активность в звуки. Установка включает 20 латунных пластин параболической формы, расположенных рядом со спутниковыми антеннами. За каждой пластиной скрываются звуковой преобразователь и механический молоточек, которые реагируют на нейронные сигналы мини-мозга. Эти сигналы создают звуковую атмосферу, напоминающую музыку. Органоид размещен на сетке с 64 электродами, что позволяет регистрировать нейронные сигналы из нескольких слоев, как это и бывает обычно в мозге человека.
Уникальность проекта заключается в том, что органоид не только включает музыку, но и реагирует на звуки извне. Система улавливает окружающие шумы - голоса посетителей или акустические отклики - и возвращает их обратно в органоид в виде электрических сигналов. Это создает замкнутый цикл взаимодействия, позволяющий наблюдать за изменениями и обучением искусственного мозга одновременно. Художник Натан Томпсон, один из авторов проекта, отмечает: «Когда вы смотрите на этот постамент, вы видите что-то живое, но не так, как привыкли воспринимать жизнь».
Элвин Люсьер был пионером экспериментальной музыки. Еще в 1965 году он использовал мозговые волны, полученные с помощью аппарата ЭЭГ, для создания звуковой композиции «Музыка для сольного исполнителя». Идея создания органоида как посмертного исполнителя стала логичным продолжением его творчества. Однако проект «Возрождение» вызывает множество споров и ожесточенных дискуссий о допустимости такого использования клеток человека, о самой природе искусства и сознания. Можно ли считать такую музыку настоящим творчеством? Возможно ли искусство без разумного сознания? Насколько этично заставлять работать преобразованные в клетки мозга стволовые клетки человека?
Нина Белова
Фото: Социальные сети