Новости науки и техники
3105 | 0

МАКС-2015: в ступе на Луну

В подмосковном Жуковском прошел авиасалон МАКС-2015. Конфликт с Западом сократил на треть список участников. Объем заключенных контрактов оказался, мягко говоря, скромнее, чем в предыдущие выставки, - 2 млрд долларов в 2015-м против 16 млрд в 2013 году.

МАКС-2015: в ступе на Луну
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

В этом году не приехали компании из Австралии, Испании, Латвии и Эстонии, Люксембурга, Финляндии, Нидерландов, Новой Зеландии, Польши, Словении. Вместо ожидаемых 45 французских компаний в выставке участвовала 31. Украина была скромно представлена одним оборонным заводом из Луганска. В качестве новых участников можно отметить иранские и турецкие фирмы. МАКС-2015 проигнорировали и крупные авиакомпании вроде «Трансаэро» и «ЮТэйр».

Делегация первых лиц в день открытия авиасалона галопом двигалась из шале в шале. В отличие от главы правительства РФ президент почти нигде не задерживался и даже не полетал на авиасимуляторах. Один Геннадий Зюганов, по словам конструкторов, отрывался на «игрушках» как мальчишка, только что не отправился в космос... Несмотря на урезанный формат авиасалона, Владимира Путина кое-что все-таки удивило и порадовало.

Космические планы

Один из основных маршрутов главы государства пролегал через павильон «Роскосмос». РКК «Энергия» впервые представила на МАКС-2015 выполненный из углепластика корпус командного отсека пилотируемого транспортного кораб­ля нового поколения. Этот агрегат, по форме немного напоминающий ступу, в ближайшие годы должен совершить полет на Луну. Руководитель «Энергии» Владимир Солнцев тут же объявил конкурс, в котором могут принять участие все россияне. Лунному кораб­лю требуется красивое название, и всем желающим предлагается присылать свои варианты...

Еще одна ключевая остановка президента была напротив макета кабины Як-242 (МС-21). «На МАКСе летать не будем, потому что он пока без начинки, сейчас собран сам фюзеляж, часть авионики, все внутренние системы», - передает слова Рогозина ТАСС, - полетит через год».
Также стало известно о совместных планах России и Китая разрабатывать дальнемагистральный самолет на базе как раз МС-21. Корпорация «Иркут» закладывает в этот проект огромные коммерческие амбиции - замену Ту-154 и частичное вытеснение с нашего рынка Boeing 737 MAX и Airbus A320neo!

Куда улетят наши самолеты и вертолеты

Большие надежды возлагаются на будущее сотрудничество с Перу, где стоят на вооружении наши Ми-35 и Ми-24. Перуанская делегация с нескрываемым восторгом смотрела, как крутит подъем с разворотом, почти мертвую петлю, самый большой в мире Ми-26. «Вертолеты России» представили сразу три новинки - экспортный вариант вертолета Ми-28 «Ночной охотник», ударный Ми-35М и транспортный Ми-26Т2.

Сенсацией стала закупка Египтом 52 ударных вертолетов Ка-52. Впрочем, это те самые многострадальные вертолеты, которые должны были комплектовать французские авианосцы «Мистрали». Можно сказать, что мы их удачно пристроили.

Спасут ли нас шуваловские моторы?

Не совсем понятно, что станет с оснащением наших вертолетов движками, которые в основном делаются украинской стороной. Формально на Украине уже как год действует запрет на поставки в Россию продукции военного назначения, он распространяется и на вертолетные моторы производства «Мотор Сич».

«По контракту запорожские партнеры с 2011 по 2016 год обязались поставить для корпорации «Вертолеты России» 270 моторов ТВ3-117, ВК-2500 и Д-136. Впрочем, движки на гражданские и военные вертолеты одни и те же, что, возможно, предполагает определенные маневры, обходящие запрет Порошенко. Сборка аналогичных российских двигателей ВК-2500 началась в 2012 году на новом производстве под Санкт-Петербургом. Проектная мощность российского завода в Шувалове составляет около 450 двигателей в год. Но вот беда - программа «Петербургские моторы» развивается не столь динамично, как хотелось бы. Ожидалось, что уже в 2013 году «Климов» выпустит 50 полностью отечественных ВК-2500. Однако к началу 2015 года собрано всего 10 двигателей», - рассказывает корреспонденту «МН» известный авиационный обозреватель Юрий Пономарев.

Понятно, что такими темпами завод в Шувалове не удовлетворит потребности заказчика - «Вертолетов России». А к 2017 году срок заключенного контракта с «Мотор Сич» истечет. Как российские производители справятся с этой производственно-временной вилкой, которая грозит обернуться вилами, - загадка.

В Америку за два часа

Несколько обиженными на невнимание высоких гостей показались ученые ЦАГИ (Центрального аэрогидродинамического института в Жуковском). В этом году цаговцы продемонстрировали широкой публике модель гиперзвукового пассажирского самолета. Модель с гиперзвуком создана специалистами института в рамках международного проекта HEXAFLY-INT. Предполагается, что это воздушное судно будет летать на водородном топливе. Впечатляют ожидаемые скоростные характеристики: 7000-8000 км/ч. За счет уникальной формы самолет будет развивать беспрецедентную скорость и позволит путешествовать с повышенным комфортом. Так что деловое или романтическое свидание в Америке в режиме туда-обратно за один день - не столь уж далекое будущее.

Без штанов, но с самолетами?

Резюмируя впечатления от последнего авиасалона, надо заметить: сильные стороны у нас есть, но их не так много, как хотелось бы. Конечно, у нас прекрасные летчики-асы, единственные в мире «крутящие» сложнейшие фигуры на тяжелых машинах. Выступления пилотажных групп «Стрижи», «Русские Витязи», «Русь», «Крылья Тавриды», «Балтийские пчелы», «Соколы России» и «Первый полет» сделали программу авиасалона зрелищной и незабываемой.

Бонусы отечественной космической отрасли приносит и отказ американцев от системы «Шаттл». На протяжении последних лет ни один астронавт не может попасть на МКС без российской ракеты-носителя. Чтобы выводить в космос крупные военные спутники, американцам нужны и наши двигатели для ракет «Атлас».

При этом в глубоком нокауте вся наша гражданская авиа­ция. Напомню, что начинка Superjet-100 и MC-21 полностью произведена в Европе. При таком раскладе как-то не верится в призывы переориентировать российское авиастроение с военного на гражданское. Военная авиация если не наш конек, то судьба. Но на фоне девальвации рубля крупные оборонные проекты способны стать непосильным бременем для страны. Как известно, Россия занимает третье место по объему оборонных расходов, которые продолжают расти (только в 2014 году они увеличились на 80 млрд евро).

Мария Рунова

Фото ТАСС/М.ЛЫСЦЕВА, РИА «НОВОСТИ»

вертолет

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.