Космос и неизведанное
6775 | 0

Когда лопнет наша вселенная?

Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Изучив снимки с телескопа Pan-STARRS на Гавайях, астрономы из США недавно выяснили, что черные дыры целиком, без вспышек от столкновения, проглатывают даже крупные звезды.

Что же будет, когда черная дыра проглоит все звезды и планеты в округе? Не ждет ли та же участь и нашу Вселенную?

Самая популярная на сегодняшний день инфляционная теория возникновения универсума, то есть образования Вселенной, несколько напоминает коммунальную аварию: «У соседей прорвало стояк, и вода через потолок затопила нашу квартиру». Примерно так.

- Большой взрыв - совсем не взрыв, - говорит доктор физико-математических наук, ведущий научный сотрудник Специальной астрофизической обсерватории РАН (Нижний Архыз) Олег Верходанов. - Согласно теории инфляционного расширения Вселенной, все ее вещество выдулось, как пузырь, или просочилось в наше пространство из другого измерения.

А затем уже началась горячая стадия расширения Вселенной, которую многие ученые и считают Большим взрывом. Но ясно, что еще до него наш мир уже существовал, правда, в ином виде. За 13 с лишним биллионов лет Вселенная сильно увеличилась в размерах и продолжает ускоренно расширяться.

Олег Верходанов придерживается теории хаотично и случайно возникающих вселенных. Ученым известно, что в вакууме появляются и исчезают неизвестно куда так называемые виртуальные частицы, которые фиксируются приборами. То, что случайно возникло, может и схлопнуться когда-нибудь. Мы даже не успеем испугаться и сказать «Ой!».

- Как Вселенная просочилась в наше измерение? Через гигантскую черную дыру?

- Есть теория, что в черных дырах нет сжатия вещества в сверхплотную точку, что все проваливается сквозь них, как сквозь настоящие дыры, - говорит Верходанов. - Черные дыры как тоннель в другие измерения или в параллельные вселенные. Представьте только: весь мир напоминает огромное дерево, на ветвях которого вместо листьев пузыри множества вселенных.

Все, что мы видим, - камни, планеты, звезды, облака газа и т.п. - физики называют словом «вещество», оно составляет менее 5% от всего, что есть во Вселенной. Еще 25% приходится на невидимую глазу темную материю. А все остальное - темная энергия.

Она отталкивает друг от друга целые скопления галактик, расширяет пространство нашего мира изнутри, как воздушный шар или мыльный пузырь. Если бы не эта сила, возможно, наша Вселенная уже сжалась бы после первоначального расширения под влиянием гравитации вновь в одну сверхплотную и горячую точку.

По словам доктора наук Верходанова, темная энергия появилась в нашем мире не сразу, а спустя около 400 млн лет после Большого взрыва. По математическим расчетам ученых, именно тогда наша Вселенная начала расширяться с ускорением.

Что же вызвало появление темной энергии?

Уже подсчитано: наша Вселенная вдвое увеличила свой размер за 12 млрд лет. Но как ученые смогли это выяснить? На основе изучения реликтового излучения, открытого Стивеном Хокингом.

По мнению астрофизиков, реликтовое излучение, которое фиксируют приборы, появилось через 10 секунд после образования нашей Вселенной в результате уничтожения вещества и антивещества.

Надо пояснить: антивещество - это тоже вещество, но с зеркальными свойствами и другим зарядом, примерно как положительные и отрицательные ионы. Когда частицы вещества и антивещества сталкиваются, они взаимно уничтожают друг друга. Происходит взрыв большой мощности. Отсюда и реликтовое излучение. Но поскольку вещества в нашей Вселенной оказалось больше в сухом остатке, существуем мы с вами и все, что вокруг, - звезды, планеты, облака газа и пыли.

В этом году астрономы из Sloan Digital Sky Survey (SDSS) заявили, что создали самую большую и самую подробную трехмерную карту Вселенной на сегодняшний день, используя яркие квазары (мощные и далекие активные ядра галактик) в качестве контрольных точек.

Команда использовала 2,5-метровый телескоп в обсерватории Апачи-Пойнт в Нью-Мексико, чтобы сделать свою карту, и полагалась на экстремальную яркость квазаров, которые можно увидеть на огромных расстояниях межгалактического пространства.

Вот так и удалось узнать, какой была Вселенная миллиарды лет назад, а заодно выяснить, насколько она подросла с тех пор.

- Каковы шансы Вселенной лопнуть от ускоренного расширения?

- Нынешние расчеты показывают, что нашу Вселенную разнесет в клочья примерно через 30 миллиардов лет, - отвечает Олег Верходанов. - Это будет Большой разрыв ткани Вселенной вплоть до разрывов атомов.

Однако есть и другие гипотезы. Вселенная просто остынет до такой степени, что будет представлять собой мертвый холодный мир. Но самая, на мой взгляд, интересная гипотеза заключается в том, что наша Вселенная переродится в нечто совершенно иное, и тогда в ней начнут действовать совершенно другие законы физики.

В ближайшие 10 лет в Солнечную систему будут запущены аппараты для изучения свойств темной энергии и темной материи.

Яна Полянская