Космос и неизведанное
5473 | 0

«Без признаков жизни»

«Без признаков жизни»
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

50 лет назад, 1 июля 1971 года, центральные газеты СССР вышли с черными траурными рамками: накануне, 30 июня, произошла самая крупная за всю историю советской космонавтики трагедия.

При возвращении на Землю из-за разгерметизации спускаемого аппарата погиб экипаж космического корабля «Союз-11»: Владислав Волков, Георгий Добровольский и Виктор Пацаев.

СИЛА ПРОВИДЕНИЯ

В апреле 1971 года Советский Союз совершил очередной прорыв в космических исследованиях, выведя на орбиту первую в мире орбитальную станцию «Салют-1». Следом, 24 апреля 1971 года, на станцию прибыл космический корабль «Союз-10» с тремя космонавтами на борту. Однако произошла техническая накладка, и экипаж космического корабля не смог перейти на борт станции. Пришлось возвращаться на Землю. После исправления технических ошибок был назначен следующий старт экипажа в составе Алексея Леонова, Валерия Кубасова и Петра Колодина.

Но в начале июня у бортинженера Валерия Кубасова во время медицинской комиссии обнаружили затемнение в легких, заподозрили туберкулез и от полета отстранили. По традиции тех лет был снят весь экипаж и заменен резервным. Разумеется, космонавты были сильно расстроены и сердиты на своего коллегу. Они даже не подозревали, что недомогание В.Н. Кубасова спасло им жизнь. Удивительно, но дальнейшее медицинское обследование космонавта показало, что он абсолютно здоров. Затемнение в легких было вызвано легкой формой аллергии на одно из растений, цветущих в то время года. Иначе как провидением данное событие назвать сложно.

После данного инцидента Валерий Кубасов, как и Алексей Леонов, прожили долгую, насыщенную событиями жизнь, а Петр Колодин здравствует и поныне, разменяв девятый десяток лет.

РОКОВОЙ ПОЛЕТ

Вместо снятого с полета экипажа «Союза-10» в космос отправился «Союз-11» с Георгием Добровольским, Владиславом Волковым и Виктором Пацаевым.

Несмотря на сложность предстоящей работы, космонавты дублирующего состава экипажа были безмерно рады, что им выпала честь первыми поработать на орбитальной станции. Надо сказать, что команда «Союза-11» отлично справилась с поставленной перед ней задачей. Повторная стыковка с «Салютом-1» прошла удачно, а неработающие узлы были отремонтированы. Правда, во время нахождения на борту станции космонавты не раз сталкивались с различными неприятностями технического характера. Но винить создателей «Салюта-1» тоже было нельзя, поскольку это был первый в мире проект подобной конструкции. Дошло до того, что однажды на борту станции произошел самый настоящий пожар. По инструкции космонавты тут же сообщили о чрезвычайном происшествии в Центр управления полетами (ЦУП), им было предложено перейти в спускаемый модуль. Однако экипаж отказался покидать «Салют-1», решив потушить возгорание и спасти оборудование орбитальной станции. С данной сложнейшей задачей космонавты справились блестяще. Они продолжили работу на станции, установив очередной рекорд по пребыванию в космосе, составивший 23 дня.

Наконец, после выполнения всех запланированных работ 29 июня 1971 года настало время возвращаться на Землю. Космонавты заняли свои места в спусковом модуле «Союза-11». Проверили аппаратуру. Все приборы и механизмы работали в штатном режиме, лишь лампочка, извещающая о закрытии люка, продолжала гореть красным, сигнализируя: «Люк открыт». В этот момент была совершена ошибка, ставшая фатальной. Сотрудники Центра управления полетами, как следует из публикаций в открытых источниках, предположили, что сломался датчик, в то время как сам люк закрыт. Космонавтам предложили проверить данное предположение путем сброса давления в бытовом отсеке для контроля герметичности. Проведенные действия подтвердили предположение ЦУПа о том, что люк закрыт. Экипажу надо бы было еще раз протестировать работу аппаратуры, отвечающей за их возвращение на Землю. Увы, этого сделано не было. В 21.25 «Союз-11» отделился от орбитальной станции и начал путь домой.

ГЕРОИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА… ПОСМЕРТНО

Первое время спуск проходил в штатном режиме. В 1.30 ночи 30 июня в Центр управления полетами была передана информация, что космический корабль включил двигатели на торможение. В 1.47 поступило сообщение, что произошло разделение отсеков корабля, после чего связь с экипажем прервалась.

На Земле еще не предполагали трагедии, верили, что нарушена только связь. Специалисты ПВО страны отследили место посадки модуля с космонавтами, которое находилось в 2200 км от расчетной точки. Туда тут же вылетели вертолеты. По внешним признакам команда спасателей определила, что посадка прошла мягко, а парашюты спускаемого аппарата раскрылись согласно техническому регламенту. Вот только экипаж почему-то самостоятельно не покинул борт и на связь не вышел. С замиранием сердца специалисты вскрыли внешний люк. К сожалению, их самые худшие ожидания оправдались. Все трое космонавтов были мертвы.

Расследование трагедии поручили правительственной комиссии под руководством академика Мстислава Келдыша. Было установлено, что причиной гибели экипажа стал вентиляционный клапан, предусмотренный на тот случай, если корабль совершит посадку на воду или приземлится люком вниз. Чтобы космонавты не испытывали нехватки кислорода, клапан в нужный момент «соединял» корабль с атмосферой. Однако он должен был сработать при посадке в штатном режиме только на высоте 4 км, а сработал в вакууме. Давление в кабине космонавтов опустилось практически до нуля за секунды. Произошла разгерметизация кабины, и космонавты погибли.

Когда экипаж достали из спускаемого аппарата, врачи не могли понять, что произошло. Казалось, что космонавты просто потеряли сознание. Их усердно пытались вернуть к жизни. Наконец врач Анатолий Лебедев, входивший в поисковую группу, заключил: «Передайте, что экипаж приземлился без признаков жизни». Эта формулировка вошла во все официальные документы.

По расположению тел было установлено: космонавты успели понять, что произошла техническая неисправность, и даже попытались ее устранить, но не успели. Их могли бы спасти скафандры, но от их использования в целях экономии места в кабине отказались. Итогом расследования стали доработка системы вентиляционных клапанов, а также распоряжение проводить спуск на Землю только в спасательном снаряжении.

Однако данные меры вернуть к жизни трех покорителей космоса, к сожалению, уже не могли... Георгию Добровольскому, Владиславу Волкову и Виктору Пацаеву посмертно было присвоено звание «Герой Советского Союза».

ТРАГИЧЕСКИЕ ФАКТЫ

За всю историю пилотируемой космонавтики произошло пять трагических аварий, приведших к гибели экипажей как во время полетов, так и при подготовке к ним. Кроме гибели экипажа «Союза-11», это были:

«Аполлон-1», США, 1967 год. Во время наземной имитационной тренировки условного запуска в командном модуле корабля экипаж сгорел заживо. Официальная причина: короткое замыкание проводки, искра которого воспламенила внутреннюю искусственную атмосферу, состоявшую на 100% из кислорода. Погибли трое астронавтов - Вирджил Гриссом, Эдвард Уайт и Роджер Чаффи.

«Союз-1», СССР, 1967 год. При посадке на Землю спускаемый аппарат космического корабля после входа в атмосферу не смог затормозить падение и разбился от удара о землю. Причина аварии - не раскрывшийся основной тормозной парашют. Погиб летчик-космонавт Владимир Комаров.

Шаттл «Челленджер», США, 1986 год. Космический корабль с полным экипажем на борту взорвался в воздухе после старта по причине разгерметизации элементов твердотопливного ускорителя. Погибли 7 человек.

Шаттл «Колумбия», США, 2003 год. Из-за повреждения теплоизоляционного слоя на крыле аппарата при входе в атмосферу шаттл сгорел в атмосфере. Погибли 7 человек

Дмитрий Сергеев.

Фото: Н. Акимов/Фотохроника ТАСС,

А. Пушкарев/ТАСС, ИТАР-ТАСС

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.