7489 | 0

Грибы, которые едят пластик

Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

За 90 дней микроскопические грибы видов Aspergillus terreus и Engyodontium album съели 27% полипропилена. Об этом «гастрономическом» открытии сообщает научный портал ScienceAlert. Эту их способность собираются использовать на мусорных полигонах.

За 140 дней те же виды грибов разрушили пластиковые гранулы, пластиковую пленку и листы с алюминиевым покрытием и добавлением пластика. На сегодняшний день это рекордная скорость расщепления пластика грибами.

Полипропилен - прочный пластик. Из него изготавливают бутылки для газированных напитков, крышки для них, пластиковые контейнеры для продуктов и пластиковую посуду. Сам по себе полипропилен разлагается сотни лет. Все свалки мира и даже океаны уже заполнены отходами из него.

Интересные почвенные грибы, которые с удовольствием питаются пластиком, обнаружили химики из Сиднейского университета. Они целенаправленно искали биологические организмы, которые помогут в борьбе с засильем пластикового мусора в мире. Сжигать пластик - не вариант: при этом образуются канцерогенные вещества, вредные для человека и животных.

Впрочем, грибы - не единственные создания природы, способные безвредно и довольно быстро справиться с пластиковым мусором. Живущие в компосте некоторые виды бактерий умеют разлагать пластик еще быстрее. Недавно в лабораторном эксперименте бактерии смогли расщепить 90% пластика всего за 16 часов.

К сегодняшнему дню ученые обнаружили уже около 400 микроорганизмов, которые тем или иным способом с разной скоростью способны разлагать пластик.

Грибы в этом списке занимают особое место, поскольку обычно разные виды микроорганизмов очень избирательны в видах пластика, который едят. А грибы нет. Их мощные ферменты позволяют поедать практически любые виды синтетики. Грибы разлагают пластик на более простые молекулы, а затем поглощают их.

Это очень полезная способность грибов для утилизации пластика на мусорных полигонах: ведь там смешаны разные виды пластика, что затрудняет их разложение бактериями.

Сейчас авторы исследования изучают возможность коммерческого применения своего открытия.

Олег Павлов.