Новости науки и техники
5139 | 0

«Буран» взлетал и садился на автопилоте

«Буран» взлетал и садился на автопилоте
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Владимир Еремин - ведущий инженер-испытатель РКК «Энергия» на космодроме Байконур. Он видел времена и небывалого подъема, и падения в почти бездонную пропасть. Сейчас он уверен, что космодром обретает вторую жизнь.

- Владимир Васильевич, вы принимали участие в реализации беспрецедентного проекта «Энергия - Буран». Что запомнилось?

- Это был действительно грандиозный проект. Во-первых, поражала своей мощью ракета-носитель «Энергия», задачей которой был вывод на околоземную орбиту космического самолета «Буран». Кстати, технические характеристики «Энергии» позволяли отправить в космос не только «Буран», но и любой другой аппарат весом до 100 тонн. Это и сегодня кажется мне фантастикой, а ведь первый и, к сожалению, единственный полет системы «Энергия - Буран» состоялся почти 30 лет назад - 15 ноября 1988 года.

- Что скажете о самом орбитальном самолете?

- Нужно помнить, что в те годы, когда США бросили огромные средства на проведение так называемой программы Стратегической оборонной инициативы (СОИ) и активно занимались разработкой системы «Спейс шаттл», Советский Союз просто обязан был ответить. Вот «Буран» и стал таким ответом нашим заокеанским коллегам. Причем наш челнок практически по всем характеристикам превосходил американский аналог: он мог находиться на орбите 30 суток, что в два раза больше, чем у американского шаттла, и обладал большей грузоподъемностью. Наш орбитальный самолет был рассчитан на 100 полетов, твердотопливный ускоритель - на 20, основные двигатели - на 66 полетов. На борту предполагалось присутствие 10 членов экипажа, а у американцев же их было только 7. Но главным преимуществом была способность «Бурана» проводить взлет и посадку в полностью автоматическом режиме, что и было наглядно продемонстрировано всему миру в 1988 году.

- Но почему после такого блестящего начала о «Буране» внезапно забыли? Почему полет оказался единственным?

- Конечно, важную роль сыграла очень высокая стоимость проекта. За 18 лет его разработки было истрачено более 16 млрд советских рублей, к работе над программой «Энергия - Буран» было привлечено порядка 1200 предприятий промышленности. Даже богатые Соединенные Штаты в итоге по той же причине отказались от эксплуатации своих кораблей многоразового использования. Теперь их астронавты добираются до МКС на экономичных российских «Союзах» и «Прогрессах».

- Но это не единственная причина?

- Могу добавить, что в непростые для страны времена часто звучала фраза: «Зачем нам космос, когда у нас и на Земле дел хватает?» И лишь с наступлением XXI века стало приходить понимание того, что, не имея своих собственных форпостов в космическом пространстве, очень трудно претендовать на звание сверхдержавы.

- В одном из парков Байконура, недалеко от здания филиала МАИ, возвышаются два обелиска, у подножия которых всегда цветы. Расскажите о них.

- Обелиски - это напоминание о двух страшных трагедиях, случившихся на космодроме. Первая произошла 24 октября 1960 года, когда из-за несанкционированного запуска и взрыва второй ступени межконтинентальной ракеты Р-16 заживо сгорело до 126 человек, находившихся вблизи стартового стола, спастись удалось немногим. Среди погибших главнокомандующий РВСН маршал Митрофан Неделин. Чудом остался в живых один из конструкторов ракеты Михаил Янгель, которого спасла его вредная привычка, - буквально за минуту до взрыва он отошел в место для курения.

А все того же 24 октября, но уже 1963 года на космодроме в одной из шахт ракеты Р-9 произошел пожар: в загазованной парами керосина атмосфере достаточно было одной искры. В тот день погибло 8 человек.

С тех пор 24 октября на Байконуре никогда не проводилось пусков космической техники.

- Как байконуровцы пережили лихие 90-е?

- Это было очень занятное время. Страну лихорадило, проблемы освоения космоса мало кого интересовали, и Байконур как-то пропал из поля зрения и внимания. Возникла ситуация неразберихи и растерянности, в том числе и в сфере ЖКХ.

Запомнились две зимы в середине 90-х, когда холода наступали чуть ли не в октябре, а отопление было включено в середине декабря. И это на фоне перебоев с водой и веерных отключений электричества. Я жил на 9-м этаже и начал даже привыкать к тому, что лифт чаще всего не работает. Нередки были картины, когда люди готовили себе пищу прямо во дворах возле подъездов, используя мангалы и самодельные печки.

Укладывая двух сыновей спать, я накрывал их одеялами, матрасами, шубами - всем, что могло сохранять тепло. Сам я спал в соседней комнате под одним одеялом с женой и собакой. Сейчас мне и самому смешно, но тогда было не до смеха.

- Главные ориентиры Рос­космоса - космодромы Плесецк в Архангельской области и Восточный в Амурской области. Не означает ли это, что существовать Байконуру осталось недолго?

- Конечно, более логично иметь космодромы на собственной территории, чем на территории хоть и дружественной, но другой страны. Однако пока Плесецк и Восточный выйдут на запланированный уровень, пройдет немало времени. Так что на плечах Байконура по-прежнему лежит основной груз российской космической программы.

Валерий Мальчев

Фото С.Варникова

 

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.