Новости культуры и искусства
7204

Зоя Зелинская: «Романов не было - все сразу хотели жениться!»

Зоя Зелинская: «Романов не было - все сразу хотели жениться!»

Ее пани Тереза из «Кабачка «13 стульев» была, конечно, неподражаема.

Многие телезрительницы мечтали о такой веселой и озорной подруге, ну а мужчины просто сходили с ума от ее фантастического обаяния и ослепительной улыбки.

8 декабря Зое Николаевне исполнится 90 лет, однако бодрости духа и юного блеска в глазах актриса отнюдь не утратила.

- Зоя Николаевна, когда же вы заболели театром?

- Не было никакой болезни. Просто с детства ходила в Дом художественного воспитания, занималась балетом. А еще сестра моей мамы была замужем за артистом по фамилии Ширман - это известная цирковая семья, они работали в одном потоке с Эмилем Кио. Так что первая моя любовь была цирк: уже в три года я выходила на манеж, объявляла номер. А когда окончила школу, тетя сказала, чтобы я пошла учиться петь, так как у меня хороший голос.

На экзаменах в ГИТИСе я исполняла романс Чайковского, и меня сразу взяла к себе Мария Петровна Максакова. А на втором курсе у нас был педагог из Щукинского училища ­ Иосиф Матвеевич Рапопорт, и он предложил мне перейти к ним, так как Рубен Симонов (тогда главный режиссер театра им. Вахтангова. - Ред.) ставил следующий вариант «Мадемуазель Нитуш» и мне могли дать роль.

Я пошла посоветоваться к Марии Петровне, она сказала: «Ты там никогда и ничего не будешь играть». Но Рубен Николаевич всегда проявлял ко мне какое-то невероятное внимание. Он был в нашем Театре сатиры на премьере «Мистерии-буфф», где я всего-навсего танцевала черта.

После спектакля я стояла в очереди в буфете, и вдруг какой-то человек невысокого роста обратился ко мне: «Я смотрел «Мистерию-буфф», вы прекрасно играли». Я не знала, кто это, довольно нахально ответила: «Что вы там могли увидеть? Это Папанов играл Вельзевула, а я была в маске черта». Тогда наш актер Алеша Овечкин толкнул меня и тихонько прошептал: «Это же Симонов».

- А как вы попали в Театр cатиры?

- Пришла на прослушивания, и меня взяли. Так вышло, что я показывалась еще и Аркадию Райкину. Наш актер Юра Соковнин (он потом был в «Кабачке» таксистом паном Юреком) шел показываться Райкину и попросил меня, чтобы я ему помогла.

Прямо без подготовки поехала. Отыграли мы с ним отрывок из пьесы. Тишина. Вдруг смотрю, подходит к сцене Райкин. А я его обожала! Подходит к рампе, смотрит на меня своими невероятными глазами и тихим голосом спрашивает: «А вы уже показывались в какой-нибудь театр?» - «Да». - «Куда?» - «В Театр сатиры, Аркадий Исаакович, и меня приняли в труппу». - «Правильно сделали». И все. Но эти глаза я не забуду никогда...

«ДЕРЖАВИНА Я НАШЛА»

- Ваш звездный час пробил, когда снимались в «Кабачке «13 стульев». Расскажите, как это было.

- На втором курсе я вышла замуж за Георгия Зелинского, будущего режиссера «Кабачка». Он тоже учился в ГИТИСе, потом был режиссером у нас в театре. Почему-то так получалось, что у меня даже романов ни с кем не было, все сразу хотели на мне жениться. (Смеется.)

Так вот передача стартовала в январе 1966 года. И сначала называлась «Добрый вечер». Первым ведущим был Саша Белявский, очень красивый актер и замечательный человек. Но он вскоре отказался, потому что хотел сниматься в кино. А еще у Саши случилась беда - утонул маленький сынишка, он очень сильно переживал и в итоге ушел не только из «Кабачка», но и из театра.

Пробовали Андрея Миронова на роль ведущего, но пошли мешки писем, что он никого, кроме себя, не видит. Третьего ведущего нашла тоже я - это Миша Державин, он тогда играл в «Ленкоме». Всех остальных пригласил Зелинский.

Правда, Вицина я и сама долго уговаривала - Георгий Михайлович не хотел работать с нами. Тогда он только что ушел из Театра им. Ермоловой. Там Вицина умоляли остаться, но он отказался наотрез, а когда спросили: «Почему вы уходите?» - ответил: «Мне очень зритель надоел». «Но ведь в кино вы же снимаетесь». - «Там-то я их не вижу». (Смеется.) Но он действительно очень уставал, мог заснуть прямо на репетиции.

У Вицина было две семьи, он ходил с двумя авоськами: в одной - продукты для одной жены, во второй - для другой. Обожал свою дочку. В итоге остался один в нищете.

Помню, был прием в посольстве Польши, я звоню ему: «Георгий Михайлович, вас очень просят прийти». - «Зоечка, какое посольство! У меня три зуба во рту и ни копейки денег».

Век актера недолог, а так хочется, чтобы читатель, увидев эти фамилии, вспомнил и улыбнулся! Ведь «Кабачок» был поистине созвездием талантов. Например, замечательный актер и удивительный человек Борис Рунге. Но у него не сложилась личная жизнь. А когда рядом нет женщины, которая о тебе позаботится, быт не налажен, то все это сказывается на здоровье, на моральном и душевном состоянии.

Был чудесный актер Виктор Бойков, в роли бухгалтера пана Вотрубы он был незаменим. Великолепный пан Гималайский - актер Рудольф Рудин - тоже был незаменим в «Кабачке». Какой талантливый, умный, образованный и замечательно воспитанный был Роман Ткачук! А как играли наши актрисы - стильная Вика Лепко, прелестная Валя Шарыкина, Наташа Селезнева.

Нам поставили условие - ни одного противного лица на экране. И оно было выполнено на 100 процентов. Это была очень светлая передача. Но мы работали как звери. Могли, например, 10 ночей подряд снимать новогодний выпуск. Мы же все делали в наш выходной.

В театре «Кабачок» недолюбливали, а зрители требовали свою долю радости, смеха. И единственное, что мы получили, - это звание «Ветеран труда». (Смеется.)

«СУДЬБА НАМ МАЛО ОТПУСТИЛА»

- Вы все время были верны одному театру, но в личной жизни вскоре наступили перемены...

- Да, будучи замужем за Зелинским, я влюбилась в Валерия Леднева, журналиста-международника... И до сих пор люблю этого человека. Мне кажется, даже больше, чем при жизни: он живет в моем сердце и никуда не уходит. Это было солнце, он входил - и все освещал вокруг!..

Мы познакомились в посольстве Болгарии, куда нас пригласили, а через месяц он вдруг позвонил и позвал на прием в посольство Румынии. Мы приехали, там было много журналистов, его друзей, от которых я про него много узнала. Мне было очень трудно расстаться с Зелинским, но ничего не могла с собой поделать. Все-таки Валерий - это любовь моя на всю жизнь. Сын у нас родился Сережа...

К сожалению, судьба отпустила нам совсем немного времени, он умер в 1987-м. Это был страшный год и для меня, и для театра. В марте внезапно умирает муж (нашему сыну Сереже было всего 13). Вскоре уходит из жизни главный администратор нашего театра, потом - заведующая литературной частью, помощник режиссера.

В начале августа не стало Папанова. Он приехал со съемок фильма «Холодное лето пятьдесят третьего», решил принять ванну. Не было горячей воды, он сел в холодную. И сердце не выдержало...

А через 10 дней на гастролях в Риге прямо во время спектакля стало плохо Андрею Миронову, и он умер, не приходя в себя.

- Зоя Николаевна, а в своей жизни вы хотели бы что-то изменить?

- Из-за сверхответственного отношения к театру я очень много недодала своим близким. И конечно, могла раньше родить ребенка... Сыну в этом году исполнилось 47 лет, а когда стукнуло 45, написала ему открытку поздравительную и подписалась «Твоя мама-долгожитель». И напрасно написала. Мне вдруг стало так плохо, что первый раз в жизни вызвала себе скорую. Но буквально через секунду открывается дверь, входят сын и внук... Конечно, это все мой ангел-хранитель Валерий Вадимович. Слава Богу, все обошлось.

- А как сложилась судьба вашего первого мужа?

- Уже после смерти Валерия тяжело заболел Зелинский. И когда мне позвонили из больницы и сказали, что он может умереть в любой момент, мы с Сережей поехали и забрали его к нам домой. Я поместила его в свою комнату, и он жил у нас до конца своих дней. У него же никого, кроме меня, не было...

- У вас совсем скоро юбилей, да еще какой! Как готовитесь к нему?

- Хочу сделать программу из песен Шульженко. Конечно, сыграла бы какую-то новую роль с удовольствием. Я вообще в этой жизни все делаю с удовольствием, даже посуду мою...

А еще хочу написать книжку. Уже много написано. Написала о детстве, о любимых людях, о тех, кто оставил след в моей жизни. Это и Шостакович, и Аксенов, и Ахмадулина, и Мессерер. Но как дойду до театра, ничего не получается. Надо же писать правду...

Ирина Тульчинская.

Фото: PERSONA STARS,

из архива З.Зелинской.

Оставайтесь с нами! Подпишитесь на наши каналы и получайте актуальные и проверенные новости.

Комментарии (0)

© 2020. Сетевое издание «Мир Новостей». Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-58901 от 05.08.2014 г.

Свободное использование в Интернет-пространстве текстов, фото и видеоматериалов, опубликованных на этом сайте, допускается при условии обязательного размещения гиперссылки на источник публикации mirnov.ru.

Мы используем файлы «cookie» для функционирования сайта. Если Вас это не устраивает, пожалуйста, покиньте сайт. Политика конфиденциальности

16+
Top.Mail.Ru