Новости культуры и искусства
1804 | 0

Юрий Назаров: «Счастье - это когда совесть чиста»

«Я очень плохо отношусь к актерам, которые кричали на всех углах, что они за Ленина, а после перестройки с тем же пылом принялись агитировать за совсем другие ценности»,- говорит Назаров. 

Юрий Назаров: «Счастье - это когда совесть чиста»
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

И, в общем, имеет право. Потому как сам он - просто образец стабильности. Как был в душе коммунистом, так и остался. Как снимался в кино, так и снимается. Да еще поет, дает концерты. Несмотря на то что недавно стукнуло 80...

«ТАРКОВСКИЙ МУЧИЛ АРТИСТОВ НЕЩАДНО»

- Юрий Владимирович, вы можете назвать себя счастливым человеком?

- Счастье мое - это детство под Новосибирском в деревне. Ездил туда на каникулы к бабушке и деду. Там впервые на лошадь сел. Я же обожал лошадей, чуть ли не с младенчества рисовал казаков верхом на конях...

- Но когда приехали в Москву и поступили в театральный, наверное, счастье лилось через край?

- Там какая история: в Москву я отправился со школьным приятелем Витей Лихоносовым. Он рвался в театральный, а я поехал просто за компанию, друга поддержать. Планировалось, что он поступит, а я рвану на целину, там устроюсь на завод...

И вдруг - бывает же, просто ирония судьбы! - Витя не поступает, а меня зачисляют на первый курс Щукинского. Так неудобно перед другом - вроде как дорожку ему перешел. Хотел уж забирать документы, но гордый Витька меня остановил: «пусть хотя бы один из нас станет артистом, исполнишь мою мечту».

Сам Витя позже стал писателем. А я через полгода учебы театральный бросил. Начались этюды, надо играть рабочих, строителей, колхозников - жизненные истории. А как я буду играть их правдиво, если в театральный попал прямиком со школьной скамьи и жизни настоящей не знаю? И я вернулся в Новосибирск, стал набираться жизненного опыта на строительстве мостов, кувалдой махал.

Через два года приехал в Москву в отпуск, зашел в Щукинское навестить бывших однокашников. Однокурсник Вася Ливанов, будущий Шерлок Холмс, бросился ко мне: «Юрка, возвращайся!» Вернулся. Доучивался с другим, младшим курсом. По ночам подрабатывал - вагоны разгружал. Чтобы было на что жить - стыдно просить деньги у матери.

Тогда же первый раз сыграл в кино. Крошечная роль в массовке, даже не помню название фильма. Но накануне премьеры всех друзей обзвонил: «Меня в кино покажут - спешите видеть». Сам в кинотеатр спозаранку помчался на первый сеанс. Замерев, почти не дыша, смотрел на экран. Так себя и не увидел - в толпе массовки разве разглядишь?

А первая «большая» (как мне тогда казалось) роль случилась в фильме «Рассказы о Ленине». Мне даже слова доверили сказать: «Он - Ленин!» Я выучил и в восторге проорал их на камеру.

- Всего за 60 лет у вас набралось более 250 картин. А какая любимая - «Андрей Рублев»?

- Эта роль любимая, но она же одна из самых сложных. Неделю снимали мои сцены, которых, в общем, немного. Наконец сняли. Еду измочаленный, лошадь в мыле, в пене. Седло старое, жестью обито - не было нормального реквизита, руки порваны до кровавых мозолей. И идет Андрей Арсеньевич Тарковский. Я поднимаю саблю, направляю на него лошадь и скачу с безумным взглядом. Он понял, что замучил меня, - под какой-то амбар нырнул, спрятался...

Сейчас об этом смешно вспоминать, а тогда! Тарковский мучил артистов нещадно, устал я смертельно!

Кстати, Андрей Арсеньевич сам попытался на съемках полихачить. Сел на колхозную лошаденку. И вдруг ему вздумалось махнуть у нее перед носом своей шапкой. Лошадь от испуга резко шарахнулась в сторону - Тарковский упал, крепко ударившись о дерево.

Но пыл его не угас, через несколько дней попытался поскакать еще раз верхом. Вылетел из седла, нога застряла в стремени, лошадь его протащила - он себе что-то в паху порвал, ребро повредил...

Тарковский был пятью годами меня старше, сейчас исполнилось бы 85... И вот вы спрашивали о счастье - я счастлив тем, что мне довелось прикоснуться к миру его творчества.

«НЕГОДА БЫЛА ВЛЮБЛЕНА В СОКОЛОВА ПО ПРАВДЕ»

- Фильм «Маленькая Вера», где вы сыграли отца, в следующем году отмечает круглую дату - 30-летие со дня выхода на экраны. В свое время лента стала чуть ли не революционной, а как сейчас вспоминается?

- Фильм честный, потому его и полюбили. О том, какие есть люди и семьи - несчастные, неприкаянные. И как это грустно - жить бестолково, без цели.

- Исполнительница главной роли Наталья Негода исчезла из кино, категорически отказывается общаться с журналистами. Не знаете почему?

- Трудно сказать. Мы с ней не общаемся. Знаю, что на съемках «Маленькой Веры» она была влюблена в Андрея Соколова (возможно, еще и этот факт сработал на картину). Но он не отвечал взаимностью. Она пылает, а он безразличен - в кадре, по-моему, это заметно.

После успеха «Маленькой Веры» артистка зазвездилась. Стала сниматься во втором фильме того же режиссера Василия Пичула - «В городе Сочи темные ночи». И картину по большому счету провалила.

- Сегодня вам часто приходится отказываться от ролей?

- Когда пакость откровенная. Например, присылают сценарий - «коммунисты решили скрестить бабу с гориллой, чтобы вывести новую породу людей». Мне предлагают играть смотрителя за гориллами в зоопарке.

А сколько такой пакости и поклепов на советскую власть - «Сволочи», «Штрафбат»... Ложь откровенная! Я-то знаю, у меня много знакомых-фронтовиков. Сейчас, к сожалению, все меньше - уходят люди...

«Остров», который на всех углах хвалили, для меня абсолютно русофобский фильм! Извините: да какой же главный герой - герой?! Он - сукин сын, несмотря на всю его религиозность.

Стрелял в своего товарища, в командира, но потом - ах! - стал религиозен, и вроде как все грехи его списались. А я считаю: не надо на экране таких «героев»! Вот если бы пару фашистов застрелил, а потом застрелился сам - тогда герой! Так по-нашему, по-пионерски! Так воспитаны мы были.

А он в картине еще командует, как в Бога надо верить... Но ты-то какое отношение имеешь к вере? Ты иуда и подлец! И я не понимаю, почему этот фильм зрители с таким восторгом «прожевали».

Не понимаю, когда оплевывают свою же историю. Помню, мой брат Боря в годовщину смерти Сталина 5 марта принес в школу его портрет. Еще не было развенчания «культа личности», но пионервожатая опасливо попросила портрет убрать.

Как она сказала, «на всякий случай, так как еще неясно, Сталин это «хорошо» или «плохо». Так с Борей - он учился в четвертом или пятом классе - случилась форменная истерика, он кричал: «Вы в прошлом году плакали! Рыдала вся страна по Сталину! Что же изменилось за этот год?!» ...Но дело не в Сталине, к нему как угодно можно относиться (я считаю его великим государственным деятелем), но этот холуяж бездумный, присущий многим в нашей стране, это, конечно, беда.

Очень плохо отношусь к актерам и деятелям культуры, которые в эпоху СССР кричали: «За Ленина!», «Вперед!», а после перестройки с тем же пылом принялись агитировать за совсем другие ценности, призывали голосовать за Горбачева, потом за Ельцина.

Вот что это - отсутствие позиции или беспринципность? Я не раз говорил, что в партии никогда не состоял, но коммунист. Душу же свою не вынешь за хвостик, не сожжешь, как партбилет. Душа только с жизнью из тела вынимается...

А счастье... Это когда совесть чиста. Когда занимаешься любимым делом. Не предаешь, не врешь, не обманываешь. Никому не нагадил, за чужой счет не вылез. Как теща моя всегда говорила: «Лучше быть обманутым, чем виноватым». Поэтому всем веришь. И получаешь в ответ. Меня обманывали, обманывают и будут обманывать. А я все равно верю...

Виктория Катаева.

ТАСС/В. Межевич и В. Шуба

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.