Новости культуры и искусства
4224 | 0

Владимир Хотиненко: «Обвинений не боюсь»

Владимир Хотиненко: «Обвинений не боюсь»
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Весь воскресный вечер на «России 1» шла премьера сериала Владимира Хотиненко «Бесы». Телекритикам и телезрителям еще предстоит оценить как достоинства, так и недостатки фильма. Однако режиссер, судя по всему, уже вполне доволен. С «Миром новостей» он поделился некоторыми тайнами съемочного процесса.

- Владимир Иванович, критики, которые видели фильм на закрытом просмотре, говорили, что вы весьма вольно обращались с текстом Достоевского...

- Это я им рассказывал. Мы вместе со сценаристом, ради того чтобы сделать роман более кинематографичным, вначале попытались сдвинуть его действие в XX век. Главные герои, Ставрогин и Верховенский, пользовались автомобилем, телефонами, электричеством. Но потом от этой затеи отказались, вернулись к тому времени, которое описывал Федор Михайлович. И, знаете, не пожалели об этом. В результате как бы пересказали роман для тех, кто его не читал. Но все равно этот сериал «по мотивам». Я же вообще обычно классику не экранизирую - в этот раз только от своих принципов отошел. Ну а если говорить о вольностях... В сериале есть такой персонаж, как следователь Горемыкин, которого сыграл Сергей Маковецкий. В романе его попросту нет, но в реальной жизни человек с такой фамилией в те времена не только работал следователем, но даже занимался делом Нечаева (нигилист и революционер, послуживший прототипом Петра Верховенского в «Бесах». - Ред.). В сериале Ставрогин занимается энтомологией, а в романе есть только намек на это. Наконец, наше действие начинается со смерти персонажа по фамилии Шатов, а роман этим заканчивается.

- Вас ведь уже обвиняли в вольностях за сериал «Достоевский». Теперь ревнители Федора Михайловича могут вообще заклевать?

- Тогда была странная история. Меня стали обвинять в неточностях, на которые любой художник имеет право. Никто не смог меня убедить в том, что эти неточности были настолько уж тяжелыми, прямо преступными. Не было этого. Ни в сериале «Достоевский», ни в «Гибели империи», когда критики обвинили меня в том, что я обелял белых и окраснял красных.

- Сериал «Бесы» вы снимали в Костроме. Почему не в Твери, где, как уверяют критики, происходило действие романа?

- Это только догадки критиков - прямого указания на Тверь нет. Ну а почему мы выбрали Кострому, не секрет - там лучше сохранились торговые ряды, вообще среда окружающая. Да и местные жители охотно помогали нам, участвовали в съемках. Они, с одной стороны, не особенно избалованы вниманием, а с другой - еще раньше тут снимали и Эльдар Александрович, и Никита Сергеевич. Скажем, я выбрал для съемок двор, стали снимать, и местные жители подсказали, что тут много лет назад, именно в этом дворе, снимали Марчелло Мастроянни. Это мне подняло настроение...

- А я читал, что подняло настроение вам другое. Якобы совсем недавно к вам в руки попало письмо, в котором Федор Михайлович дает творческий наказ о том, как правильно инсценировать его произведения: мол, брать за основу отдельный эпизод, а дальше - полная свобода действий.

- Это тоже правда. Скажу больше: этот документ, сохранившийся, кстати, в единственном экземпляре, датирован 20 января. А это мой день рождения. И написан он был ровно за 80 лет до моего появления на свет. Считаю это хорошим знаком...

Андрей Князев

Фото FOTOBANK.COM

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.