Чудаковатый длинноволосый иностранец из фильма «Осенний марафон» запомнился многим телезрителям. Наряду с героем Леонова он, пожалуй, был самым колоритным персонажем картины. На днях из Германии пришла грустная весть - «профессор из Дании» Норберт Кухинке скончался в Берлине от болезни крови.

Кухинке не был профессиональным актером - в 70-е и 80-е годы он работал в СССР корреспондентом журналов «Шпигель» и «Штерн». А в кино попал случайно. Режиссер Георгий Данелия искал актера на роль иностранца, просмотрел нескольких, но они ему не понравились.
- Откровенно говоря, играть в кино совершенно не входило в мои планы, но люди с «Мосфильма» меня уговорили, - вспоминал Кухинке. - Мои работодатели в Германии тогда восприняли эту идею не слишком радостно, однако позже «Штерн» даже гордился мной - как-никак его корреспондент стал первым иностранцем-«западником», снявшимся в советском кино!
Пару лет назад автор этих строк побывал в гостях у «датского профессора». В последние годы Кухинке с семьей жил в берлинском районе Пренцлауэр-Берг. Он выкупил за собственные деньги старый дом, отремонтировал его. Часть квартир сдавал в аренду, а в одной жил вместе с семьей.
- Наш район расположен на возвышенности, у нас свежий воздух, все утопает в зелени. Это очень напоминает мне Москву и Подмосковье. Кстати, недалеко от моего дома есть настоящий лес. Там растут белые, лисички. Мы с удовольствием ходим по грибы, жарим потом их с луком на сливочном масле. Прямо как в России! - признавался тогда мой собеседник.
В фильме герой Кухинке грешил пристрастием к беленькой. А в жизни?
- Многое из показанного на экране созвучно происходившему в реальности, хотя я никогда не попадал в вытрезвитель, - смеялся Норберт. - А водку я любил, да. Это сейчас на чай перешел. Раньше же, когда молодой был и здоровый, не отказывал себе в удовольствии пропустить несколько рюмок. С водкой праздничное настроение создается минут за 10-15. Как у вас говорят: водка не бывает плохой или хорошей, ее бывает мало. Кстати, в Москве я изобрел собственное ноу-хау - водку с повидлом! Когда с похмелья мутит и не только вкус, но даже запах «горькой» противны, размешайте ее с повидлом и выпейте. Это средство всегда спасало меня после бурных застолий.
В фильме Норберт Кухинке говорит с деланным акцентом - он задумывался специально, чтобы подчеркнуть его «иностранность». В жизни же Кухинке изъяснялся практически без акцента.
- Я родился в Силезии, которая сегодня принадлежит Польше. Оттуда после 1945 года 95% немцев выселили, оставив только некоторых специалистов тяжелой промышленности, таких как мой отец. В нашей деревне говорили на четырех языках: польском, русском, украинском, белорусском. Я до сих пор их все понимаю. Кроме того, мы изучали русский в школе, ну и много лет я провел в Москве, общался с русскими друзьями.
Кстати, запомнился Кухинке не только в России, но и... во Вьетнаме. Вот что написал на своей странице в Facebook официальный представитель Управделами президента России Виктор Хреков: «В далеком 1979 году нам, советским журналистам в Ханое, пришло поручение из ЦК «оказать содействие» некоему Норберту Кухинке, корреспонденту западногерманского журнала «Штерн». Были организованы встречи с вьетнамскими лидерами. Ведь Норберт отличался «прогрессивными» взглядами и его поездка должна была «прорвать» информационную блокаду Вьетнама, в то время ставшего в глазах мировой общественности «агрессором». Но сразу же по прибытии Норберт попал в дружеские объятия известного своим хлебосольством корреспондента одной из центральных советских газет. Дня три его безуспешно искали. Уже была назначена встреча с вьетнамским лидером. Нашли, с огромным трудом привели в «рабочее состояние». Начинается интервью, первый вопрос: «Я очень люблю Вьетнам и вьетнамский народ, но зачем вы напали на мирную Камбоджу?» Немая сцена... Светлая память тебе, Норберт! Буду помнить тебя...»
Александр Павлов, Берлин
Фото А. Павлова