Российские театры открыли новый сезон. Только вот проблема: билетов на ажиотажные спектакли в кассах днем с огнем не сыщешь.
Зато они есть у театральных «жучков» и в интернете, но в несколько раз дороже. Годовой оборот только театрального рынка Москвы оценивается в 8-9 млрд рублей. В тени - примерно пятая часть. А ведь есть еще эстрада, выставки, цирк, спорт...
ПЕРЕЖИТОК ПРОШЛОГО
О билетных спекулянтах, или театральных ломщиках, газеты писали еще до революции. Так, заметка в «Русском слове» от 29 декабря 1910 года сообщала об удачной предновогодней операции, проведенной у Большого театра:
«Выследив «работу» посыльных, чины сыскной полиции задержали троих из них. Один из них указал, что у него имеется всего лишь три билета, купленных по поручению. На самом деле при обыске оказалось два конверта: в одном было 28 билетов, в другом - 48. Другой посыльный оказался обладателем 100 театральных билетов...»
В царской России за перепродажу билетов с прибылью полагались штраф, арест и высылка. Все тщетно. У театральных касс полиция выставляла посты, чтобы следить за кассирами, однако билеты скупали через третьих лиц, печатали фальшивки.
В советское время, помню, сам стоял в очереди на жемчужину «Ленкома» «Юнону и Авось». Занимал с вечера, а утром, перед открытием касс, появлялись десятки человек, которые становились к «своим» людям. И вот ты уже не 15-й, а 60-й.
С крепкими мужиками, которых народный артист России Юрий Стоянов метко обозвал буйволами, бодаться было бесполезно. Потом билетами торговали на подходе к театру, но уже за несколько номиналов.
ТВЕРДАЯ ВАЛЮТА
Начиная с 1960-х годов, когда столица превратилась в своеобразную театральную Мекку, билеты на ходовые спектакли либо «доставали», либо «распределяли». Контрамарки в лучшие театры являлись твердой валютой, не подверженной инфляции: вспомним «Мимино», где место в гостинице «Россия» равнялось двум билетам в Большой на «Лебединое озеро».
В кассе иного театра билетов для обычной публики насчитывалось от силы сотня-другая. А желающих попасть - тысячи. Поэтому в «Современник», «Ленком» или Таганку стояли длинные очереди.
Выстраивались за день до начала продажи билетов, составляли списки. Именно они и были желанным предметом для билетной мафии. Ее члены старались войти в число активистов и составляли список очередников по своему усмотрению. В итоге десятки человек в нем представляли «мертвые души»: в очереди они не стояли, но в назначенный час появлялись у кассы, получая заветные билеты.
По мнению народного артиста России, режиссера Андрея Житинкина, «в советское время перекупщики - единственный объективный мониторинг или рейтинг популярности театра».
Сотрудники ОБХСС периодически проводили облавы на билетных спекулянтов. Рядовым «жучкам» грозило наказание в 50 рублей штрафа (а это месячная зарплата сторожа) или 15 суток исправительных работ, главарям - до двух лет колонии.
Перекупщики рисковали. И было из-за чего. В некоторые вечера спекулянты зарабатывали по 2-3 тыс. рублей при средней зарплате тех лет 120-150 рублей.
В 1992 году, когда статья «Спекуляция» в УК была отменена, борьба с перекупщиками сильно осложнилась.
ТЕАТРАЛЫ В ТРИКО
Большой театр много лет был да и остается в лидерах по кормлению билетной мафии. Один из громких скандалов произошел накануне 2017-го при продаже билетов на «Щелкунчик», который считается наиболее востребованным спектаклем театра. Перекупщики взвинтили цены в 5-10 раз.
По оценке директора Большого театра Владимира Урина, на тех новогодних показах перекупщики заработали около одного миллиона евро. При номинальной цене билетов 13-15 тыс. рублей у спекулянтов они стоили по 80 тысяч.
Все это заставило руководство театра в наступившем сезоне пойти на крайние меры. На «Щелкунчик», например, отныне билеты продают только по паспорту. Их также можно заранее заказать в онлайн-режиме и выкупить по именному браслету, выдаваемому охраной. Увеличено число стоячих мест для зрителей за 100 рублей, и билеты там тоже именные.
Надолго ли это нововведение, предсказать трудно. По свидетельству Владимира Урина, «как только мы вводим какое-то ограничение, в дирекцию тут же поступает пачка писем с криками: «Доколе?! Вы ограничиваете! Не даете возможность простым людям попасть в театр!» И все это от имени народа...»
Многим памятен и громкий скандал вокруг продажи билетов в МХТ им. Чехова. В день продажи билетов на три премьерных показа спектакля Ренаты Литвиновой «Северный ветер» перед кассами театра выстроилась огромная очередь. Однако за час до открытия касс охрана театра оттеснила от входа стоявших в голове очереди и пропустила вперед группу людей, которые скорее походили на завсегдатаев спортивных арен.
Они зашли первыми и скупили практически все билеты, хотя в одни руки по правилам продавалось по два билета. В тот же день билеты появились на сайтах перекупщиков по цене от 9 до 27 тыс. рублей при номинале 2,5-5 тысяч.
Директор Театра наций Мария Ревякина, рассказывая о наценках перекупщиков, привела в пример спектакль «Заводной апельсин»: билет на него в кассе театра стоит 1,5 тыс. рублей, у спекулянтов - 7 тысяч. На постановку по пьесе Антона Чехова «Ивaнов» с Евгением Мироновым в главной роли при номинальной цене билетов 8 тыс. рублей их стоимость на сайтах у спекулянтов достигала 32 тысяч.
ТОРГОВЦЫ В ХРАМЕ КУЛЬТУРЫ
В последние годы назойливых «жучков» возле популярных театров стало заметно меньше: они переместились в виртуальную реальность. По словам одного из организаторов теневой театральной кассы, «через интернет намного выгоднее продавать. Если раньше приходилось отстегивать приличные суммы местной «крыше» и правоохранителям за то, чтобы они не вмешивались в нашу деятельность, то теперь у меня зарегистрированный сайт. На сайте размещен прямой мобильный номер, поэтому дозвониться легко, курьер приедет в любое удобное место и время. За все время, что я работаю, с правоохранительными органами проблем не возникало».
Проблемы возникают у театров. Как подчеркнул гендиректор ГАБТ Владимир Урин, «театр выиграл несколько исков на сумму свыше 9 млн рублей у нескольких интернет-сайтов, которые продавали «стоячие» билеты дороже номинала в пятнадцать и более раз. Но получить деньги даже за судебные издержки театр не может: сайты ликвидированы, их владелец не установлен.
Как попадают билеты в интернет? Тем же самым способом, что и к обычному перекупщику. Пользуясь знакомствами с кассирами и администрациями театров, перекупщики продолжают выкупать билеты на аншлаговые спектакли (иногда по номиналу, чаще с небольшой наценкой, идущей в карман конкретному кассиру) и выкладывают в сети втридорога.
Получается так: официальные сайты театров свидетельствуют, что на топовые спектакли «все билеты проданы». Но стоит набрать в поисковике название спектакля и интересующий вас день, как выясняется, что билеты есть, но о-о-очень дорого. В общем, как билеты утекали налево, так и продолжают утекать.
Минкульт разрабатывает меры противодействия перекупщикам билетов, однако режиссер Андрей Житинкин не верит в их действенность:
«К сожалению, мой прогноз на подобные новшества пессимистический. Сколько десятилетий я ставлю спектакли и прекрасно понимаю, что это своего рода бизнес, когда на лучших, аншлаговых спектаклях режиссера другие люди зарабатывают».
Нет эффективных рычагов воздействия на «жучков» и у столичной полиции. По каким статьям сажать? Тем более что билетная мафия - структура хорошо законспирированная.
А впереди у России - ЧМ-2018 по футболу. Продажа билетов на матчи уже стартовала. Сколько на них заработают спекулянты, можно только догадываться. На Кубке конфедераций они неплохо потренировались, заработав на перепродаже билетов более 700 млн рублей.
Владимир Гондусов.
ИНТЕРПРЕСС/PHOTOXPRESS