— Обычно я начинаю репетировать сразу два спектакля одновременно. Я делал «Свадьбу» по Зощенко и параллельно шла репетиция «Дон Кихота». Материал сложный. В работе есть разные периоды — когда распределяешь роли, ищешь сценическое решение. Потом идут первые репетиции, постижение материала, обращение к первоисточнику, начинаешь копаться и открывать для себя новые его грани. Позже возникают споры — что для меня ценно, какие-то вещи, которые не сразу были ясны, идет погружение в работу, — рассказывает Марк Григорьевич.
По его мнению, Дон Кихот — скрытое подобие Христа, что ярко отражает последняя сцена, которой он умышленно сделал знаменитую битву с мельницей. Актеры облачены в черные костюмы и «бьют» Дон Кихота лопастями мельницы — палками.
По мнению критиков, Розовский показывает зрителю, что суть человека — его душа и идеи, а путь Дон Кихота — это душеспасительное деяние в противовес злодеянию.
«Злодеяние состоит из „деяния“ и „зла“. Дон Кихот — одиночка, но он не проповедник. У него нет учеников, и он не окрылил человечество текстом своего Евангелия. Он был всего лишь Рыцарем Печального образа, воплощением благородства и бесстрашия. Образ Дон Кихота — не конкретный человек, а глобальное понимание того, что мы называем „донкихотством“. Иисус — неубиваем. Точно так же неубиваем Дон Кихот», — подчеркнул мастер.
Самой сложной сценой для Розовского в «Дон Кихоте» стал финал. Он по задумке режиссера, должен стать «тихим» заключением динамичного действия, полного эмоций и всплеска ярких красок.
Актеров, занятых в спектакле, образы Розовский подбирал с особым трепетом. Так, главную роль Дон Кихота сыграл Станислав Федорчук, его верного оруженосца, друга, весельчака исполнил заслуженный артист Юрий Голубцов.
Яркий образ п Дульсинеи, которая перевоплощается за секунды из старухи в роскошную девушку, сыграла Яна Прыжанкова, а роль Сансона Карраско сыграл заслуженный артист Денис Юченков. Каждая роль в спектакле уникальна и тщательно подобрана Розовским.
Вообще, пьеса по мотивам Мигеля де Сервантеса была написана Михаилом Булгаковым специально для театральных подмостков, но при жизни автора она ни разу не была поставлена ни в одном из театров.
Через весь спектакль проходит интересная нить повествования и практически в каждом герое можно заметить собирательный образ того или иного человека. К примеру, Санчо Панса объединяет в себе человека, который сам не может достичь высот «донкихотства», но при этом верен тому, кто смелее и готов к подвигам.
— Важное, что я хотел бы сказать о своем герое — это то, что мы в театре, работая над спектаклем, хотели сделать своего Дон Кихота, который не то, чтобы обязательно был не похож на других. Мы хотели, чтобы он служил неким смыслом для нашего спектакля. Марк Розовский на любое произведение имеет свой острый взгляд, — рассказал Станислав Федорчук.
По словам актера, за два часа зритель может привязаться к персонажу. Станислав Федорчук уверен, что в пьесе есть место разным эмоциям: и слезам, и смеху.
Спектакль поставили в жанре фантастического реализма, созданного и Мигелем де Сервантесом, и Михаилом Булгаковым.
Трагикомедия состоит из двух частей, она насыщена юмором, танцами, иронией и разными неожиданными поворотами сюжета.
— Я играю двух прекрасных женщин. Одна из них — Дульсинея, а вторая — Мария. Обе - фантазия Дон Кихота, и он наделяет их своими чертами. И в женщине-старушке, и в развратнице он видит женскую красоту, которая скрыта внутри каждого человека, — рассказала исполнительница двух главных ролей Яна Прыжанкова.
Надо признаться, что некоторым наиболее взыскательным и и придирчивым критикам и зрителям показалось, что первое действие слегка затянуто. То там немного добавили, в диалоги, то в пользу Санчо Пансы, и до антракта все это буксует, тянется. Хотя пьеса этого не подразумевает, и она трагикомична. Но с определенным уклоном в клоунаду. А образ Санчо Пансы на многих зрителей навевал ассоциации с Юрием Куклачевым. Это веселье неплохое, но от трагедии остается практически один монолог Дон Кихота в конце. Он немного... неожиданный в этом всем. Все остальные попытки Дон Кихота донести до зала что-то серьезное, по мнению критиков, увязают в общем игровом настроении. Конечно, при этом баланс комедии и трагедии был несколько нарушен. Отсюда смешанные чувства, которые вызывает спектакль. Однако, зал на каждом представлении полон, даже приглашенным известным и уважаемым людям приходится сидеть на откидных креслах. Но действо того стоит – настоящее искусство.
Подготовил
Андрей Князев.
Фото с сайта
театра «У Никитских ворот»