«Театр должен начинаться с вешалки» - именно таким подходом руководствовались в «Театре Луны» на премьере нового спектакля «Королева».
Гостей представления встречали средневековые скоморохи, музыканты, рыцари в защитных латах и даже почти настоящий алхимик, с помощью жидкого азота пытавшийся создать философский камень.
В вестибюле, желающих угощали хамоном, домашним сыром, яблоками и красным вином. Но по-настоящему погрузить зрителей в атмосферу средневековья был призван, конечно, спектакль.
Действие происходит в начале XIV века во Франции. Страна оказывается под властью Маргариты Бургундской, движимой низменными страстями и пороками. Тайны и преступления, любовь и страсть переплели судьбы людей в один кровавый клубок.
Создатели постановки постарались максимально достоверно воссоздать исторические костюмы, детали средневекового быта и, конечно, поединки на холодном оружии, причем актеры используют точные реплики средневековых мечей.
- Королева Маргарита Бургундская только на вид сильная и властная, - считает исполнительница главной роли Дарья Цыпляева, - на самом же деле это всего лишь слабая женщина, оказавшаяся в мире жестоких мужчин. Она, прежде всего, женщина, обуреваемая страстями и борющаяся с внутренними демонами, и вот она оказывается на троне.
Одними из первых, «Королеву» посмотрели отечественные знаменитости: Прохор Шаляпин, Анастасия Стоцкая, Виталина Цимбалюк-Романовская, Надя Ручка, Евгений Воскресенский, Сергей Ланбамин, Олег и Виктор Мазуренко, Мария Берсенева, Екатерина Кузнецова, Диана Ходаковская и другие.
Нам же выпала возможность пообщаться с режиссером спектакля, Дарьей Поповой, которая поделилась некоторыми секретами.
- Как возникла идея поставить такой спектакль?
- Я просто очень интересуюсь историей, и Средневековье – одна из моих любимых тем. Я начала исследовать этот пласт истории Западной Европы.
Маргарита Бургундская – это та тема, которая сейчас абсолютно актуальна: и в наше время женщины также рвутся к власти, не боясь нарушать каких-либо моральных принципов. Сейчас - это калька, с того, что происходило 800 лет назад.
Очень яркое явление, когда женщины, начинающие свою карьеру весьма своеобразными способами, хотят оказаться на троне, ну или в Думе. В наше время мы все больше забываем такие слова, как «честь» и «совесть». Но нужно понимать, что все зло, которое мы совершаем, вернется к нам же.
- То есть вы против феминизма?
- Сейчас это понятие извратили. Оно появилось не в 19 или, Боже упаси, 20 веке, а именно в 13-14 веках. Это было связано с тем, что женщины боролись за то, чтобы распоряжаться своими землями и своим состоянием.
Ведь когда мужчины погибали, и оставалась его вдова, то она не могла полновластно распоряжаться своими наделами, и законы общества требовали ей выйти замуж. Хотели, как лучше, а получили то, что получили.
Я не против феминизма, просто если для мужчины, по его природе, кровопролитие – это всегда оправданный шаг, то «женский бунт» самый разрушительный: если женщине в руки дать меч, то это приведет всегда к невинно пролитой крови.
- В спектакле много фехтования, сложно ли было ставить бои?
- В этом мне огромную услугу оказали постановщики Виктор и Олег Мазуренко, а также каскадер Юрий Сысоев. Моя заслуга здесь, лишь в качестве вдохновителя: я говорила, что я хочу, а постановщики воплощали все мои желания в жизнь.
Форма боевика — это красочная и немного сказочная оболочка, которая делает нашу историю более захватывающей и интересной, и позволяет подготовить зрителя к восприятию тех идей, которые мы хотели бы до него донести: искушение властью, дающей практически безграничные возможности.
- Много ли вы добавили в пьесу от себя?
- Можно назвать, что я написала эту пьесу. Дело в том, что, хотя основой послужило произведение Александра Дюма «Нельская башня», мной были переписаны практически все тексты, добавлено большое количество лирики, новые линии из других произведений, придуманы новые персонажи.
Дюма любил 17 век, все его истории связаны с Людовиком 13 или 14, и он не утруждал себя изучением истории. Он замечательный бульварный писатель в лучшем проявлении этого слова, но если взять оригинальную пьесу, то у него персонажи ходят со шпагами, которые появились только в конце 16 века, присутствует гора исторических неточностей, вылезает слово «месье», которого тогда быть не могло просто. Я специально собирала материалы для пьесы в Париже, консультировалась с профессором исторического факультета в Сорбонне, собирала материал в музее Клюни.
- Сколько времени все это заняло?
- От идеи до сегодняшнего дня – 12 лет. Но вначале была первая версия, слабо отличающаяся от первоисточника. Потом мы закрыли проект по разным причинам, но главная - я хотела вставить туда весь материал, о котором узнала. Потом началась чистка текста, потом подросла новая королева. Почему-то я сразу видела Дашу Цепляеву в этой роли.
Прошли годы, и мне захотелось вернуться к этой идеи. У нас все, что связано с Францией воспринимается как гламурный период 18 века: невероятный этикет, разделение аристократов и простолюдинов. А Средние века – это совсем другое время. Тут одинаково не умели пользоваться вилкой и не утруждали себя грамотностью, как простолюдин, так и вельможа. Отношение к жизни совсем другое было. Плюс все эти темы с богатыми женщинами, заводящими себе мальчиков, определение уровня жизни по количеству одетого бархата и парчи.
- Спектакль впишется в репертуар театра?
- Да, это будет репертуарный спектакль, который будет идти два раза в месяц. Необходимо, чтобы он «встал на рельсы», нужно все доделать. Сейчас еще ворох замечаний, недоработок. Например, в порыве страсти, некоторые актеры вдруг начинали говорить не те слова. Сейчас мы будем чистить все, а когда все устаканится, можно уже задумываться и о продолжении.
Артем Костенко.
Фото автора.