Это новое ограничение, введенное из-за коронавируса, только на первый взгляд не такая уж большая проблема. А в реальности - тихий ужас для многих учреждений культуры.
Заболеваемость растет. А вместе с ней ужесточаются и меры безопасности. Но то, что обеспечивает защиту для зрителей, становится серьезным испытанием для театров и концертных залов. Еще недавно практиковалась всего лишь специальная рассадка - с соблюдением социальной дистанции. Теперь же посетители могут занять не более четверти от имеющихся в помещении мест.
Выкручиваются кто как может. Например, Театр на Малой Бронной снял с продажи дешевые билеты. То же самое сделал «Гоголь-центр» - туда сейчас можно попасть минимум за 2,5 тысячи рублей. «Ленком» вместо многих своих спектаклей планомерно вставляет в расписание самую беспроигрышную постановку - «Юнону и Авось», ведь на нее точно будет все раскуплено, пусть даже в рамках пресловутых 25 процентов.
Малый театр берет количеством: здесь показывают по четыре спектакля в день (!) - два утром и два вечером. А в выходные идет по пять спектаклей! Ту же стратегию взяла на вооружение Московская консерватория имени Чайковского. Недавно там в один день состоялось сразу два одинаковых концерта Дениса Мацуева.
Самые серьезные проблемы у театров и концертных заведений с маленькими залами. Если их загружать всего на 25 процентов, то это категорически невыгодно, проще все отменить. Некоторые и тут нашли выход: договариваются с более крупными площадками, чтобы показывать свои спектакли там. В этом случае можно продать больше билетов, чем на собственной территории.
- Но снимать более масштабные сцены не всем под силу, - говорит известный театральный режиссер Андрей Житинкин. - Это возможно только для тех театров, у которых хорошее финансовое состояние. При этом, чтобы отбить стоимость аренды, надо играть обязательно в выходные и непременно какой-то стопроцентный проверенный хит, на который точно придут.
Некоторые директора театров говорят, что выгоднее даже совсем ничего не играть, а закрыться. Кто-то так и делает - закрывается на время. Но большинство все-таки принимают решение продолжать работу любой ценой. Потому что актерам надо платить зарплату.
Да, львиная доля учреждений культуры финансируется из бюджета. Артисты и другие сотрудники совсем без денег не останутся, они получат какой-то гарантированный оклад. Но это минимум! Дело в том, что каждый актер имеет свои баллы за выход на сцену. И от этого зависит его итоговый доход. А если спектакля не будет, то все актерские надбавки автоматически испаряются. Поэтому, конечно, актеры будут выходить столько, сколько возможно.
Останавливаться нельзя еще и потому, что произойдет растренировка. Например, для балетных артистов это вообще страшная вещь, они за время простоя могут потерять форму. У артистов мюзиклов и оперных певцов угасает голос. Драматические актеры начинают забывать спектакли, теряют эмоциональную память.
Ну и самое главное: невозможно все закрыть, потому что - а как же зритель? Многие сейчас приходят в театры, чтобы выбраться из депрессии, отвлечься от проблем. В театре много света, актеры играют без масок. Мы своим видом успокаиваем. То есть театр сейчас выполняет психотерапевтическую роль. Поэтому надо играть! И мы играем.
Лидия Мезина.
Фото: С.Сандурская/
Агентство «Москва».