Новый театральный сезон удивил публику не столько громкими премьерами, сколько ценами на билеты. Поход в театр стал еще дороже!
И снова во весь рост встал вопрос о тайнах ценообразования в сфере искусства. Как и почему берутся такие прайсы?
Если брать максимальную планку стоимости билетов, то самые дорогие театры — это, конечно, столичные. Традиционно впереди планеты всей Большой театр с официальной стоимостью места в партере Исторической сцены 50 тысяч рублей. Билет на хорошие места в Мастерскую Петра Фоменко может обойтись в 30 тысяч рублей; в Театр наций, Театр Олега Табакова и в «Современник» - в 20 тысяч. Самые дорогие билеты в Театре на Малой Бронной стоят 16 тысяч, во МХАТ им. Горького - 10 тысяч.
Можно, конечно, сходить в театр и относительно недорого - за 300-800 рублей. Все знают, что есть такие билеты, но мало кто сумел подержать их в руках. А вот средняя цена, по данным билетных агрегаторов, составляет на сегодняшний день 3,2 тысячи рублей. Стоимость выросла на 14% по сравнению с прошлым годом и на 21%, если сравнивать с 2022-м. То есть театры дорожают значительно и на регулярной основе. Почему?
- Могу это прояснить для зрителей, для тех, кто покупает билеты в театр, - откликнулся на наш вопрос знаменитый театральный режиссер, народный артист России Андрей Житинкин. - Раньше, в советское время, цены на билеты регламентировались. И театры не могли сами их устанавливать. Это была прерогатива государства. Но после того как Советский Союз рухнул и началось такое... коммерческое время, театрам разрешили самим заниматься ценообразованием.
Как это происходит?
Если спрос на спектакль большой, то на него цену устанавливают выше. И это правильно. Потому что дает возможность выплачивать актерам хорошие зарплаты. И покрывать большую часть расходов. Ведь раньше государство все оплачивало. Погашались коммунальные платежи, выделялись деньги на зарплаты и на новые постановки. Сейчас ситуация иная.
В государственных театрах из бюджета оплачиваются коммунальные расходы. Потому что самим театрам с этой финансовой нагрузкой не справиться. И еще дают небольшие средства на одну-две постановки. Не больше! Остальное - за свой счет. Если театр заработает деньги, то, конечно, может сделать еще какие-нибудь постановки. А если не заработает, то будет одна премьера за сезон. И это очень плохо.
Плюс государство выделяет еще финансы на зарплаты, согласно существующей тарифной сетке. Но это минимальные зарплаты! Поэтому все театры из своей выручки доплачивают актерам разные суммы. И если театр успешный, у него аншлаги, то и актерам там хорошо платят. Кому и сколько - секрет.
Раньше все было прозрачно, все знали кто сколько получает. А сейчас существует тайна контрактов. Но если зритель идет на звезду, то должен понимать, что звезда получает в три-четыре раза больше, чем остальные актеры. Поэтому и билеты на спектакль со звездой будут дороже. И это тоже правильно. Потому что ушла уравниловка. Сразу видно, кто популярен и собирает аншлаги, кто кормит театр. И главное - какие спектакли кормят театр.
По наполняемости залов можно понять, что спектакли вот этого режиссера проходят с аншлагами. А вот у этого худрука аншлагов нет. И тут учредитель - федеральное Министерство культуры или городской Департамент культуры - может худрука или главного режиссера заменить. Возникла здоровая, живая конкуренция. То есть динамическое ценообразование - в зависимости от спроса на билеты - способствует развитию театров.
Лидия Мезина
Фото: А. Геодакян/ТАСС